Френи Мирелла

Freni Mirella

27.02.1931 – 09.02.2020
Френи Мирелла

Солнечная Мирелла Френи

Легендарную певицу Миреллу Френи по праву называют лучшей исполнительницей партии Мими в опере «Богема» Пуччини. Попадание вокалистки в образ настолько впечатляет убедительностью, что невольно кажется, будто бы композитор написал эту роль специально для итальянки. На самом деле Френи появилась на свет почти на сорок лет позже премьеры постановки, в 1935 году в Модене.
Здесь под лучами ласкового солнца зреет виноград, из которого изготовляют игристое вино, сладковатое, с незатейливым вроде бы букетом ароматов, но приятными на вкус нотками. Интонации нежности, теплоты, лёгкости, характерные для сопрано Френи, не меньше опьяняют зрителей буквально с первых тактов знаменитой сцены знакомства Мими и Рудольфа, где швея называет своё имя и рассказывает о себе: «Зовут меня Мими… раннею весною солнце весь день со мною…»
Френи Мирелла
В начале 60-х годов прошлого века музыкальный мир расписался в безоговорочной любви к Френи, чей безупречный с точки зрения техники бельканто голос чудесным образом гармонировал с её хрупкой и милой внешностью. В божественный дар артистки перевоплощаться на сцене и одновременно не терять природной естественности влюбились сразу два великих мастера оперной сцены XX века — режиссёр Франко Дзеффирелли и маэстро Герберт фон Караян. Их совместная постановка «Богемы» в Ла Скала 1963 года имела оглушительный успех и наградила Френи статусом звёзды.
Певицу предпочитали не называть примадонной, возможно, намеренно избегая шлейфа скандальности, эмоциональной распущенности, экзальтированности и непредсказуемости, который тянулся за многими обладательницами этого «титула». Френи «цепляла» внимание к своей персоне удивительной актёрской и человеческой чуткостью, толерантностью, исключающей, впрочем, любую фальшь: как музыкальную, так и стилистическую.
Френи Мирелла
онкий вокальный и актёрский слух открыли ей дорогу на лучшие сцены мира. Она в разные годы блистала в Глайндборне и Зальцбурге («Аида), театре «Ковент-Гарден» и в Метрополитен-опере, в Риме и с момента дебюта в 1962 на сцене «Ла Скала». С этим театром Мирелла Френи трижды гастролировала в Москве: в 1964, 1974 и 1989, представив на сцене Большого театра партии Лю («Турандот»), Марии («Симон Боканегра»), Адрианы Лекуврёр. За год до этого Френи спела Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского, где в роли Гремина выступил её второй супруг, болгарский бас Николай Гяуров. В 1991 году Френи покорила всех в партии Лизы в «Пиковой даме», доказав на деле, что высказывания о любви к музыке русского классика абсолютно правдивы и не несут никакой конъюнктурной нагрузки.
На протяжении четверти века Френи оставалась для русской публики эталоном итальянского оперного театра. В репертуаре певицы более сорока партий в шедеврах не только Пуччини, Верди, Чайковского, но и Моцарта, Чилеа, а также Бизе. В его «Кармен» в роли Микаэлы Мирелла дебютировала в 1955 году в Театре Комунале родной Модены.
Френи Мирелла
Через полвека певица завершила певческую карьеру в партии Жанны д’Арк в одноименной опере Верди в Вашингтонской национальной опере. Простившись со сценой и овдовев годом ранее, Френи практически до конца жизни оставалась в профессии и давала мастер-классы по всему миру, в том и в России. Певица скончалась 9 февраля 2020 года в своём доме в Модене. Как тут не вспомнить, что в этом месяце в городе бывает меньше всего солнечных дней в году…
Френи Мирелла
Текст: Ирина Столярова
27 февраля 1935 года в итальянском городе Модена родилась Мирелла Френи. Она царила на оперной сцене почти 50 лет, пресса называла ее голос «райским», знаменитый дирижер Герберт фон Караян называл её своей любимой певицей. Мирелла с детства дружила с Лучано Паваротти: их матери работали на одной табачной фабрике и отдали своих детей к одному преподавателю вокала. Одаренная девочка уже в девять лет победила на радиоконкурсе, исполнив арию из «Мадам Баттерфляй». Её сценический дебют состоялся в родном городе: на сцене театра «Коммунале» она пела в опере Бизе «Кармен». Стремительная карьера привела певицу сначала в «Ла Скала», а потом и в «Метрополитен-опера». После того, как оперная дива покинула сцену, она вместе с мужем, болгарским певцом Николаем Гяуровым, основала Академию бельканто, где преподавала почти двадцать лет.