Аркадий Севидов: гений места
Аркадий Севидов входит в «золотую сотню» пианистов, чей талант проявился в 70-е годы прошлого века. Тот период оказался беспрецедентно щедрым на громкие имена и маститые фигуры. Впрочем, Севидов никогда не стремился сокрушать публику своей яркой творческой индивидуальностью. Сейчас уже можно сказать, что артист, наоборот, не доиграл большое количество концертов, и многое, казалось бы, осталось недосказанным им со сцены.
Вывод напрашивается сам собой после посещения занятий Аркадия Гавриловича в Институте имени Гнесиных. В начале 80-х годов имя молодого педагога гремит в прямом и переносном смысле в стенах уважаемого вуза. Севидову чуть больше тридцати, он немногим старше своих подопечных, юношеский максимализм и полная самоотдача на уроках вызывают трепет и интерес. Аркадию явно тесно в классной аудитории. Его творческие фантазии рвутся покорить неограниченное никакими рамками пространство.
Идеальным местом для мастер-классов Севидова стал малый концертный зал «Дзинтари». Помещение, дышащее особой атмосферностью, летом 2008 года собирает на урок российского пианиста юных латвийских музыкантов. В зале холодно и зябко, прибалтийский климат выдаёт себя на сто процентов. Но Севидов работает на двести. Маэстро энергично расхаживает по сцене в рубашке с коротким рукавом, выразительно жестикулирует, и, обрывая фразу на полуслове, садится за второй рояль и начинает играть Грига, Листа… Присутствующих накрывает волной свежих чувств и эмоций, которые, кажется, вот-вот выплеснутся наружу, соединятся с потоками Балтийского моря и раскрасят холодный и серый его цвет тысячами красок.
Действительно, слушая игру и записи Севидова, невольно хочется перенести озвученные им музыкальные образы на картины, киноплёнку. Струящиеся потоки гармоний в прелюдиях Шопена, Скрябина, Дебюсси ассоциируются с дождём, в Первом фортепианном концерте Чайковского слышатся раскаты грома, ливень чувств, ветер перемен, разогнавший тучи на небе, и радужное отдохновение, зовущее в солнечные дали.
Примечательно, что именно Севидов вместе со своим нынешним любимым воспитанником Никитой Галактионовым снял клип на классическое произведение — знаменитые «Грёзы любви» Листа. В кадре появляется и сам профессор Севидов — сидя за столиком в кафе, он внимательно слушает игру своего подшефного.
О чём думает профессор, полвека назад, в 22 года, покоривший жюри Четвёртого Международного конкурса имени Чайковского исполнением си-минорной сонаты того же венгерского композитора? О том, что в итоге он, сибиряк, студент класса легендарного Льва Оборина стал лишь четвёртым на том состязании? Или Севидов хочет прорастить в ученике свои невостребованные до конца феноменальные фортепианные способности?
Текст: Ирина Столярова