«Моя песня — это я», — говорил о своем творчестве Ян Френкель.
Ян Френкель родился в небольшом городке Запорожской области. Отец мальчика был парикмахером по профессии и музыкантом по призванию. Его любимым хобби была игра на скрипке. Именно отец и стал первым учителем для будущего композитора. С четырехлетним сыном Френкель- старший занимается по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Благодаря усердной практике, в Киеве Яна принимают сразу в третий класс музыкальной школы. В 13 лет юноша становится студентом Киевской консерватории. Под руководством своего педагога Якова Магазинера он учится делать фортепианные переложения, увлекается оркестровкой. Вскоре Ян начинает посещать занятия знаменитого композитора Бориса Николаевича Лятошинского. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель воспитывается на скрипичной музыке Венявского, Берио, Вьетана. Френкель вспоминал, что в годы учёбы огромное впечатление на него произвел концерт Николая Мясковского в исполнении Давида Ойстраха.
Композитор Юрий Саульский, слышавший игру молодого Френкеля в послевоенные годы, высоко оценил его талант: «Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. Звук его скрипки был очень теплым, полным, задушевным, интонации исключительно точными. Френкель также был талантливым импровизатором… Как сейчас вижу — большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением… Это был не просто виртуоз — это был настоящий артист джаза».
Из-за последствий фронтового ранения Френкелю приходится оставить скрипку. Он выбирает путь композитора. В 1960–1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии. Он пишет эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже — музыкальное сопровождение к радиопостановкам.
Инструментальная музыка Яна Френкеля — «Сюита» в четырех частях — впервые звучит в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского.
В 1960 году Яна Френкеля принимают в Союз композиторов СССР. Через год после этого события автор пишет музыку к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так начинается композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя в итоге более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки Ян Френкель проработал всю жизнь. Композитор написал музыку к таким известным кинолентам и мультфильмам как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и другим.
Однако, самым любимым его направлением стала песня. «Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы — годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли. Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека. Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел», — вспоминал Ян Френкель.
Большую известность завоевали сочинения Френкеля «Дальняя песенка» и «Годы» на стихи Марка Лисянского. Песни Френкеля исполняли Анна Герман, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Людмила Зыкина.
Также Ян Абрамович стал одним из первых композиторов-песенников, кто на авторских концертах сам пел свои сочинения.
Яна Френкеля не стало в 1989 году. С ним прощались под запись его шедевра — песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
Текст: Марина Семина