Статский советник со скрипкой
«Он один выиграл сражение — нет раненых и убитых, но не менее двух тысяч пленных. Оружием был Страдивари, победителем — Леопольд Ауэр».
Леопольд Ауэр появился на свет в небольшом венгерском городке Веспреме в семье маляра. Мальчик с раннего детства тянулся к музыке и уже с четырёх лет начал играть на скрипке. Юношей он сумел поступить в Пештскую, а потом в Венскую консерватории, где он занимался у известных профессоров, в том числе у Ридлея Конэ и Якова Донта. Правда, учёба продолжалась недолго. Из-за материальных проблем Леопольду в 14 лет пришлось прекратить занятия и начать зарабатывать деньги для своей семьи. Вместе с отцом он путешествовал по Европе с концертами — публика была в восторге от скрипача-вундеркинда, но Ауэрам зачастую приходилось жить впроголодь: «Мы нашли пианиста, такого же нуждающегося, как и мы сами, который был готов делить с нами убогий стол и кров. Постоянно дрожа от дождя и снега, я часто испускал выдох облегчения при виде колокольни и крыш города, который должен был приютить нас после утомительного странствия».
Встреча с выдающимся скрипачом и композитором Йозефом Иоахимом стала поворотным моментом в жизни юного музыканта. За неполные два года учёбы у Иоахима Ауэр сумел отточить скрипичное мастерство — по словам Леопольда, это была настоящая творческая работа, которая легла в основу его собственной манеры исполнения. Прорыв в карьере не заставил себя долго ждать — уже в 1864 году юноша выступает в лейпцигском «Гевандхаузе». Большое достижение для девятнадцатилетнего скрипача — незадолго до него на этой сцене играл Эдвард Григ, дирижировал Ференц Лист, а Йозеф Иоахим солировал под управлением Иоганнеса Брамса. Ауэр получил приглашение на должность концертмейстера в оркестр Дюссельдорфа, а затем присоединился к известному квартету братьев Мюллер — одному из лучших камерных коллективов мира.
После одного из лондонских концертов общества «Musical Union» Ауэр знакомится с Антоном Рубинштейном. В первую русскую консерваторию, которая за несколько лет до этой встречи открылась под управлением Рубинштейна, требовались талантливые педагоги. Как известно, скрипач изначально согласился уехать в Россию на три года, но остался на сорок девять.
Считается, что талант Ауэра наиболее ярко раскрылся именно в годы, проведённые в Российской империи. Он был и солистом императорского двора, что позволило ему выступать в самых престижных театрах страны, и концертмейстером Мариинки, выступал как дирижёр, много гастролировал по русским и западноевропейским городам. Он часто играл вместе с Рубинштейном и Есиповой — эти дуэты пользовались колоссальным успехом у слушателей. Чайковский писал об Аэуре: «Он производил на публику самое благоприятное впечатление. Преобладающие качества этого виртуоза — задушевность, чувственность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка». Кстати, среди великих композиторов Чайковский был не единственным почитателем мастерства Леопольда Семёновича — Глазунов, Танеев и Рахманинов тоже восхищались мастерством скрипача и доверяли ему первое исполнение своих произведений.
Однако основным делом жизни для Леопольда Ауэра стало преподавание. За почти полвека работы в Петербургской консерватории педагог не только воспитал свыше 300 замечательных скрипачей, но и создал русскую скрипичную школу. Среди его учеников — Ефрем Цимбалист, Мирон Полякин, Яша Хейфец. Последний писал: «Ауэр был несравненным учителем. Думаю, никто в мире не мог бы даже приблизиться к нему». Такой успех можно объяснить тем, что педагогу удавалось объединить его собственный опыт работы с выдающимися европейскими мастерами и чуткий индивидуальный подход к ученикам. «Я никогда не стремился формировать моих учеников согласно своим узким эстетическим воззрениям, но только учил их широким, общим принципам вкуса, на основе которых мог бы развиваться их собственный стиль» — писал Ауэр. Он не разделял мнение коллег, которые делали упор на механическую сторону игры на инструменте — главной основой исполнительского мастерства педагог считал естественность и индивидуальность.
Вплоть до 1883 года Леопольд Ауэр жил в Петербурге как австрийский подданный, а затем принял российское гражданство, став сначала дворянином, а в 1906 году — статским советником. Февральская революция застала Ауэра в Норвегии, где он проводил летние мастер-классы. Оттуда с группой учеников он уехал в Данию, а затем в Соединённые Штаты. Там его встретили и приняли участие в первом концерте преданные ученики — Цимбалист и Хейфец. В эмиграции пожилой маэстро продолжал преподавать и писать мемуары и книги о скрипичном мастерстве. Известная работа под названием «Моя школа игры на скрипке» вышла всего за год до его смерти в 1930 году.
Текст: Анна Чичагова