Маэстро Риккардо Шайи. Главный в Ла Скала
Риккардо Шайи уже долгие годы входит в топы лучших современных дирижеров мира. В списках избранных он занял место своего учителя — Клаудио Аббадо. Их творческие пути пересеклись полвека назад в театре Ла Скала. Шайи стал ассистентом Аббадо, окончательно определившись в выборе профессии.
В ранней юности он учился на композитора в Миланской консерватории — так захотел его отец, преуспевший в этой профессии. Дирижирование стало делом всей жизни на пороге 20-летия. Тогда художественный руководитель Ла Скала Клаудио Аббадо пригласил Шайи к себе в помощники. Общение началось с разбора симфонических партитур — маэстро продолжал концертную деятельность и доверил Риккардо проводить «черновые» репетиции. Мастер-классы в оперном дирижировании Шайи получал в театре, присутствуя на прогонах спектаклей. За пульт оркестра Ла Скала он встал в экстренном порядке: в «Разбойниках» Верди подменил заболевшего дирижёра.
Первый масштабный музыкальный проект у Шайи появляется в начале 80-х годов. Его приглашают в Немецкий симфонический оркестр Берлина. После окончания контракта итальянец получает предложение возглавить амстердамский Концертгебау, в то время занимающий в рейтингах третью позицию, после Берлинских и Венских филармоников. Назначение совпало с вековым юбилеем коллектива и присвоением ему статуса Королевского. Приход Шайи стал историческим событием — до него иностранцы оркестром не руководили. Единомышленниками их сделала музыка Малера. Её почитателем Шайи стал во многом благодаря Аббадо: мэтр на протяжении всей карьеры исполнял симфонии австрийского гения. С Концертгебау Шайи записал полный симфонический цикл Малера. В середине девяностых именно под руководством Шайи прошёл Фестиваль Малера, ознаменовавший 100-летие со дня первого концерта великого композитора в зале Концертгебау. А в нынешнем веке, начав сотрудничество с Гевандхаузом, Риккардо Шайи навсегда вписал своё имя в славную летопись коллектива. С ним дирижёр записал все симфонии Бетховена. Доминантой сотрудничества стало получение премии Граммофон за диск со всеми симфониями Брамса.
Через 10 лет работы в Лейпциге Риккардо Шайи возвращается в Ла Скала. К тому моменту он прославился интерпретациями русской классики — от Чайковского и Рахманинова до Шостаковича и Шнитке. В послужном списке и запись оперы Стравинского «Похождения повесы». Работа Шайи в качестве художественного руководителя Миланского театра начинается с постановки «Дон Карлоса» в полной пятиактной версии. Ровно сорок лет назад событийной премьерой дирижировал Клаудио Аббадо. В память о великом учителе Риккардо Шайи принимает руководство Люцернским фестивальным оркестром. На дебютном концерте он дирижировал Восьмой симфонией Густава Малера. Исполнение гигантского полотна для восьми солистов, большого оркестра, органа, двух смешанных хоров и капеллы мальчиков стало новым этапом в творчестве гения современного дирижирования.