Обладательница завораживающего голоса, выдающаяся певица и одна из самых титулованных и высокооплачиваемых исполнительниц за всю историю вокального искусства — неповторимая Джесси Норман.
Певица появилась на свет в музыкальной семье и с раннего детства выступала в хоре. По воспоминаниям Норман, её страсть к опере проснулась, когда она услышала радиопередачи Метрополитен-оперы. Её кумирами на долгое время стали Мариан Андерсон и Леонтин Прайс. В определённой степени, Джесси Норман было суждено повторить их судьбу. Карьера молодой исполнительницы началась далеко от родной Америки, где темнокожим было крайне трудно пробиться в мир оперной музыки. Окончив университет, девушка уехала в Европу, где в 1968 году завоевала главную награду Международного музыкального конкурса ARD в Мюнхене. Эта победа открыла перед будущей звездой двери лучших оперных театров Европы. Уже на следующий год американка Джесси Норман дебютирует на сцене Немецкой оперы в Берлине — ей достаётся партия Елизаветы в вагнеровском «Тангейзере».
Удивительный вокальный диапазон от контральто до сопрано позволяет певице выступать с широчайшим репертуаром. «Я обожаю разнообразие в музыке и никогда не позволяю себе ограничиваться какими-то ни было рамками», рассказывала Норман. В первые годы работы в Европе ей покоряются Ла Скала и Ковент-Гарден. На сцену вместе с юной певицей уже выходят и признанные мастера, среди которых Дитрих Фишер-Дискау. В середине 1970-х Джесси Норман с триумфальным туром вернулась в Соединённые Штаты. Её популярность росла с каждым выступлением, билеты на последние концерты тура достать было практически невозможно. Ненадолго улетев в Европу, чтобы выполнить обязательства по контракту, Норман возвращается в Америку для первого в её жизни выступления в Нью-Йорке. Её приглашают присоединиться к серии «Выдающиеся исполнители» в Линкольн-центре. «Величие музыки говорит само за себя, когда поёт Джесси Норман», пишут в прессе после концерта. Долгожданный дебют певицы в Метрополитен-опере, о котором она мечтала с детства, случается в 1983 году. Норман выступает в «Троянцах» Берлиоза, сразу в двух партиях — Кассандры и Дидоны. Партнёром певицы становится Пласидо Доминго, постановка проходит с поистине колоссальным успехом.
В те годы концертный репертуар Джесси Норман насчитывает полсотни программ — удивительный голос певицы востребован по всему миру. «Нет никого, подобного ей, никогда не было и не будет. Её репертуар — это полный каталог всего виртуозного, что только есть в пении», пишут в «Вашингтон Пост». Певицу приглашают на самые престижные музыкальные форумы Америки и Европы, среди которых Экс-ан-Прованский и Зальцбургский фестивали. Она исполняет Шуберта, Малера, Вагнера, сочинения современных композиторов. Интересно отметить, что Джесси Норман зачастую пела на иностранных языках — так, на праздновании 150-летия Чайковского в Ленинграде она вступила в концерте из произведений композитора, исполнив их на русском языке.
К середине 1990-х годов Джесси Норман стала одной из самых титулованных певиц за всю историю. Среди её многочисленных наград и премий — около тридцати почётных докторских степеней в университетах и консерваториях по всему миру, титул командора французского Ордена искусств, знак Почётного легиона. Помимо того, что певица подарила миру свой уникальный голос, она сделала многое для поддержки молодых композиторов и исполнителей. По ее инициативе и при непосредственном участии в родном городе Огаста открылись колледж и Оперная Ассоциация. В 2000-х годах Норман часто выступала в поддержку темнокожих артистов, увлекалась джазом и давала лекции по всей Северной Америке. Великой певицы не стало в 2019 году.
Текст: Анна Чичагова