Когда говорят об этом композиторе, прежде всего, вспоминают его оперу «Дальний Звон» («Der Ferne Klang»). Сегодня имя его малоизвестно и полузабыто. Однако музыка его вполне достойна, чтобы быть услышанной. Его зовут Франц Шрекер.
Кроме оперы «Дальний Звон», которая пользовалась огромной популярностью в годы Веймарской республики в Германии, Шрекер написал огромное количество музыки. Его перу принадлежат девять опер, исполнявшихся в свое время повсеместно. По частоте постановок в музыкальных театрах Европы он был вторым после Рихарда Штрауса. Спустя время Шрекер был отодвинут и забыт, это происходило не без участия нацистов, которые пытались стереть любую память об этом композиторе. Имя Шрекера уверенно зазвучало вновь только в XXI веке.
Интересно, что его индивидуальный стиль представляет собой причудливое смешение нескольких музыкальных стилей. Статья о Шрекере, доступная в «Википедии», начинается с того, что его музыке свойственен эстетический плюрализм. Автор текста о композиторе усматривает в стиле Шрекера следующие направления: романтизм, натурализм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм и новую вещественность. Характерными чертами его музыки явились тембровые эксперименты, расширенная тональность. Шрекер был приверженцем концепции тотального музыкального театра. Такие слова о композиторе Франце Шрекере приводят нам энциклопедические источники, и, если мы послушаем его музыку, то убедимся, что все они действительно правдивы.
О величии таланта и мастерства Франца Шрекера свидетельствует не только написанная им музыка, но и некоторые факты творческой биографии. Будущий композитор родился в 1878 году в Монако. Его отец служил придворным фотографом-портретистом, а мать была аристократкой из известного старинного католического семейства. В детстве вместе со своей семьёй Франц путешествовал по всей Европе. Вскоре для постоянного проживания был выбран австрийский город Линц.
В 1900 году Франц закончил Венскую консерваторию по классу скрипки и композиции. Первый успех пришел к нему, когда Шрекер написал Интермеццо для струнного оркестра, за которое он даже получил важный приз. Если мы послушаем это произведение, то заметим, что такую музыку вполне мог бы написать Антон Брукнер или Макс Регер. Здесь пока мало что от самого Шрекера. Кстати, Франц был одним из немногих молодых композиторов своего поколения, который решительно отказался от влияния Рихарда Вагнера. В мастерском владении композиторским письмом Шрекеру, а юноше только было всего 22 года, не откажешь. Сочетание позднего романтизма и, пожалуй, экспрессионизма, которое станет узнаваемой чертой стиля будущего Франца Шрекера, уже чувствуется здесь в некоторых оборотах гармонии и изгибах мелодии. Присутствует в этой музыке и некая театральность.
Францу очень хотелось писать оперы. Его первая опера «Пламя» («Flammen»), увы, не была поставлена. Постепенно Шрекер завоевал репутацию одного из самых талантливых молодых музыкантов Европы рубежа веков. Первым большим успехом Шрекера в музыкальном театре стал балет «День рождения инфанты» по Оскару Уайльду. За ним последовала опера «Дальний звон» («Der Ferne Klang»), которая затрагивает тему сексуальности и эротизма.
У этого произведения – длинная история. Франц начал писать либретто в 1901 году, а закончил его в 1903. Его учитель, Роберт Фукс отговорил писать оперу на этот сюжет, и Франц сначала послушался и бросил его. Кстати, либретто ко всем своим операм Шрекер писал сам. В 1905 году, побывав на премьере скандальной оперы Штрауса «Саломея», Шрекер вдруг понял, что надо заканчивать оперу. В 1909 году он написал последнюю ноту в партитуре. В 1911 году молодой композитор Альбан Берг подготовил клавир оперы.
Интересно, что по содержанию (и отчасти по музыкальному языку) эта опера напоминает другую оперу – «Каприччио» Рихарда Штрауса. Во всяком случае, в ней тоже идет речь о композиторе Фрице, который ищет суть своей музыки (в данном случае «дальний звон»). Тема искусства в большинстве шрекеровских опер оказывается в центре внимания. Вся музыка пронизана атмосферой Вены времени Фрейда и Климта.
Основной линией оперы становятся взаимоотношения двух главных героев. Фриц любит девушку Грету, но отправляется в далекий путь искать свой фантом, «далекий звук». В первом акте отъезд Фрица оборачивается катастрофой для Греты, которая становится падшей женщиной и проходит все стадии страдания. Во втором акте мы видим, что Грета превратилась в популярную королеву полусвета в Венеции. Однако она все ещё мечтает о Фрице. И решает, что выберет сегодня того, кто споет лучшую песню. И некий граф, добивающийся её любви, поёт для Греты песню «In einem lande ein bleicher Konig». Неожиданно появляется Фриц, он тут же узнает в разряженной даме свою возлюбленную, их чувства вспыхивают с новой силой. Граф вызывает на дуэль своего противника, но Фриц, узнав, что Грета стала куртизанкой, уклоняется от дуэли, и отвергает любимую. Грета в этой опере воплощает столь характерный для эпохи модерн образ «роковой женщины» (femme fatale), который полноправно властвует в литературе и живописи того времени.
В третьем акте проходит ещё пять лет, и Фриц наконец-то заканчивает свою оперу. На премьере случается совсем неожиданный для композитора провал. Убитый горем Фриц приходит домой и понимает, что он нужен лишь единственному человеку на свете – Грете. Встретившись, они объясняются друг другу в любви. И вдруг начинает звучать божественной красоты мелодия. Это и есть искомый «далекий звук». Композитор будто говорит нам: «Если у тебя есть любовь, то у тебя будет весь мир и, конечно, твоя мелодия».
В 1910 – первой половине 1920-х годов оперы Шрекера ставятся на сценах крупных европейских городов (Вена, Прага, Берн, Стокгольм, Ленинград). Межвоенные годы стали кратким периодом оглушительного успеха Шрекера. С 1920 года композитор живет в Германии, где становится необычайно популярным. Его назначили директором Берлинской академии музыки. У Шрекера учились И. Хайникайнен, А. Хаба, Э.Кшенек.
Вокальная музыка Шрекера похожа на всю остальную вокальную музыку немцев – на Гуго Вольфа, Рихарда Штрауса и Малера. Оркестровая же музыка, даже если она из оперы, воспринимается гораздо живее и интереснее. Шрекер был крупным дирижером, и ему доверяли свои премьеры многие композиторы. Достаточно сказать, что он был первым исполнителем таких сочинений, как: «Псалм» Александра Цемлинского и «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга.
В конце двадцатых годов Шрекер начинает быстро терять аудиторию. Это происходит по нескольким причинам. Одной из них явился скепсис Шрекера по отношению к антиромантическим течениям новейшего периода, однако он понимает, что в своём творчестве надо что-то менять. В письме к Паулю Беккеру, советчику и консультанту, он признается в том, что переживает творческий кризис и ищет пути обновления стиля. Второй причиной краха Шрекера-композитора стала антисемитская акция, устроенная нацистами 29 октября 1932 года на берлинской премьере оперы Шрекера «Гентский кузнец». Далее последовало увольнение из Академии одновременно с Шёнбергом и потеря средств к существованию. Третий рейх занёс музыку Шрекера в разряд «Entartete Musik» («дегенеративная музыка»). Последний оперный замысел композитора, опера «Мемнон» остался незавершённым. Известно, что он пытался быстро освоить английский язык, чтобы эмигрировать в США, однако спустя всего лишь год, после прихода Гитлера к власти он умирает от разбитого сердца в буквальном смысле. Дитя fin-de-siècle, Франц Шрекер был гиперчувствительным художником эпохи модерн.
Попытки реанимировать музыку немецкого маэстро сегодня принимаются во всём мире. Его оперы ставятся на крупнейших фестивалях и находят отклик у слушателей. Временная дистанция помогает объективно осмыслить масштабы фигур прошлого, понять их значение. Ведь что будет через 100 лет, никто из нас не знает. Возможно, композитор Франц Шрекер будет признан величайшим гением и, как феникс, возродится из пепла.