Определение «неуслышанная музыка» весьма справедливо по отношению ко всему творчеству Франца Шмидта. Композитор, как принято говорить, второго ряда, Шмидт не изучается в курсе истории музыки и героем концертных репертуаров в России он не стал. В Австрии же маэстро почитается выдающимся мастером симфонической музыки. Шмидт родился в 1874 году, а умер в 1939 году. Перед нами личность переходного времени, сформировавшаяся на рубеже двух веков, которая одной ногой застряла в XIX веке, а другой – в XX столетии.
Шмидт был пианистом-вундеркиндом, с которым занимался сам Теодор Лешетицкий, пусть и недолго. Выпускник Венской консерватории, где его учителем был, в том числе, Антон Брукнер, Шмидт служил виолончелистом в Венской придворной опере, играл под управлением Густава Малера. Он написал массу музыки: четыре симфонии, две оперы, знаменитую ораторию «Книга с семью печатями» на собственное либретто Шмидта по Откровению св. Иоанна Богослова. Она длится чуть более двух часов. Атмосфера этого произведения насыщена предчувствием надвигающегося апокалипсиса. Неудивительно, ведь оратория была написана во второй половине 1930-х годов. Также композитору принадлежит Концерт для фортепиано, левой руки и оркестра, написанного для Пауля Витгенштейна, два струнных квартета, две фортепианные сонаты и много органной музыки.
В период между мировыми войнами Шмидт был весьма уважаемой персоной в музыкальных кругах Вены. Он был известен как концертирующий пианист, виолончелист и дирижёр. Его музыка необыкновенно интересна. Первая симфония наполнена дыханием юности, свежего ветра, новыми, неизбитыми образами. Следующий опыт в этом жанре представляет собой грандиозное полотно о жизни во всей ее полноте, обо всём человечестве. Шмидт обладал удивительным качеством звуками создавать визуальную картину. Третья симфония – это симфония накопившейся усталости, отчаяния, кризиса души. В Четвёртой же есть всё. Эта музыка завораживает, потому что из каждого звука слышится эмоциональная драма. Написанная в 1933 году симфония носит название «Реквием по дочери».
Шмидт был венским композитором с венгерскими корнями, которые часто давали о себе знать в его музыке. Например, в «Вариациях на гусарскую песню», основная тема которых явно обнаруживает венгерское наклонение. В этом произведении композитор проявляет недюжинное мастерство. Конечно, музыка эта звучит немного опереточно (впрочем, как и всегда, когда появляются венгерские интонации), но это работа профессионала высочайшего уровня.