Эммануэля Шабрие называют великим забытым французским композитором, его сочинения исполняются крайне редко, а его имя знакомо лишь единицам. С юных лет Шабрие увлекался не только музыкой, но и живописью, поэзией и театром. Среди его друзей были композиторы Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Габриэль Форе, Сезар Франк, поэт Поль Верлен, драматург Эдмон Ростан. С художником Эдуардом Мане их связывали многолетние тёплые дружеские отношения. Шабрие был одним из первых, кто начал покупать картины Мане. Композитор даже хотел быть похороненным рядом со своим другом.
Признание пришло к Эммануэлю Шабрие в 1877 году. Именно тогда была поставлена его оперетта «Звезда» в парижском Theatre des Bouffes Parisiens, которым в то время руководил непревзойденный мастер этого жанра Жак Оффенбах. Однако, всего лишь после 40 представлений спектакль был снят с афиши и канул в лету почти на 100 лет! Публика смогла вновь насладиться им только в 1980-х годах, благодаря известному дирижеру сэру Джону Элиоту Гардинеру, чья постановка в Лионской опере стала настоящим культурным событием.
Эммануэль Шабрие несколько раз был в Испании. В 1883 году он написал там пьесу — темпераментную оркестровую рапсодию «Испания», которая по сей день остаётся самым популярным произведением композитора. В отличие от Глинки или Римского-Корсакова, Шабрие не использовал народные напевы, а стилизовал свои мелодии под испанскую музыку.
Шабрие испытывал огромный интерес к музыке Вагнера. Его влияние заметно в героической опере Шабрие «Гвендолина» («Gwendoline») на сюжет из истории Британии. Театр Opéra de Paris отверг предложение Шабрие поставить «Гвендолину», поэтому премьера оперы состоялась в Королевском оперном театре Ла-Монне в Брюсселе в 1885 году. Однако импресарио обанкротился, и всего лишь после двух представлений оперу изъяли из репертуара.
Несмотря на неудачу, Шабрие продолжал работать в этом жанре и написал в 1887 году трёхактную комическую оперу «Король поневоле» («Le Roi malgre lui»), каждая страница которой наполнена изящным французским юмором. Оперу Шабрие хвалили и приверженцы классических традиций, и модернисты. Морис Равель как-то шутливо заметил: «Лучше уж написать «Короля поневоле, чем тетралогию». В этой фразе выразилась вся нелюбовь Равеля к Вагнеру и его эпигонам.
Во многих сочинениях Шабрие проявились характерные для него остроумие, глубокий лиризм и творческая изобретательность. Когда его жена Алис начала слепнуть, он написал удивительную пьесу «Lamento», где попытался передать эффект утрачиваемого зрения. Одним из самых популярных произведений Шабрие стал «Радостный марш». Дебюсси писал, что это «шедевр высокой фантазии». Марш блещет живостью ритма, задорной оркестровкой и игрой динамических оттенков. Он часто исполняется на торжественных церемониях во Франции.
Шабрие снискал среди современников репутацию музыкального остроумца. В 1889 году он опубликовал трилогию юмористических песен: «Ballade des gros dindons» (Баллада толстых индюков), «Vilanelle des petits canards» (Виланелла маленьких утят), «Pastorale des cochons roses» (Пастораль розовых поросят). Отсюда уже тянутся нити в будущее, к другому французскому музыкальному остряку — Эрику Сати.