Последний друг и ученик Вагнера
Он прославился только одной своей оперой «Гензель и Гретель», которая часто ставится во многих театрах мира, особенно на Рождество. Кроме того, ему посчастливилось стать одним из последних друзей, учеников и последователей великого Рихарда Вагнера. 1 сентября исполняется 165 лет со дня рождения немецкого композитора конца эпохи романтизма Энгельберта Хумпердинка.
В его судьбе соединились две эпохи в истории Германии. Он родился в середине 19 века в королевстве Пруссия, а скончался уже в Веймарской республике после Первой мировой войны. Маленький город Зигбург недалеко от Бонна — его малая родина. Родители, школьный учитель и дочь кантора, хотели сделать из него архитектора, но не мешали и занятиям музыкой. В 7 лет мальчик уже сочиняет свою первую композицию, а в 13 — сразу два зингшпиля. Окончив гимназию, Энгельберт поступает в Кельнскую, а затем — в Мюнхенскую высшую школу музыки. Вскоре он становится обладателем премии Мендельсона, что позволяет ему поехать в Италию, где в это время находился Вагнер, работавший над своей последней оперой «Парсифаль». Эта встреча становится для Хумпердинка судьбоносной.
Великий оперный реформатор приглашает молодого музыканта к себе в Байройт и доверяет ему помогать в подготовке премьеры своего последнего сочинения. Но и после смерти кумира Хумпердинк продолжает работать ассистентом дирижера Байройтского фестиваля и даже дает уроки музыки сыну Вагнера, Зигфриду, что можно считать высшей формой признания таланта Энгельберта. С тех пор он активно занимается преподаванием в различных городах Европы — Кёльне, Барселоне, Франкфурте-на-Майне, и в то же время не прекращает сочинять. 23 декабря 1893 года в Веймаре впервые исполняют его лучшую оперу «Гензель и Гретель» по сказке братьев Гримм. Спектакль сразу становится популярным, приносит автору всемирную известность и финансовую независимость. Оперу ставят не только на родине композитора, но и за рубежом — в Австрии, США, Японии и даже в России. Дирижировавший премьерой Рихард Штраус называет ее «шедевром высшего качества, оригинальной, новой и подлинно немецкой». Вслед за ней появляются другие, тоже, в основном, сказочные — «Волк и семеро козлят», «Королевские дети», «Спящая красавица», а также хоровые, камерные и вокальные сочинения.
В 1900 году композитор переезжает в Берлин, где остается до конца жизни, работая профессором в местной консерватории и давая мастер-классы по композиции. В январе 1912 года Хумпердинка настигает тяжёлый инсульт, после которого левая рука музыканта остается навсегда парализованной. Разразившаяся вскоре Первая мировая война вызывает у него, как и у большинства его соотечественников, огромный прилив патриотизма, заставивший Хумпердинка поставить свою подпись под «Манифестом 93-х деятелей немецкой науки и культуры» в защиту действий кайзеровской Германии. Правда, многие из подписантов позже откажутся от признания этого документа. А композитора ждет впереди еще один удар. Осенью 1921 года он приезжает в город Нойштрелиц, где его сын Вольфрам ставил «Вольного стрелка» Вебера. Во время исполнения у Хумпердинка, только что отметившего 67-летие, наступает сердечный приступ, от которого он умирает на следующий день, 27 сентября. Через несколько недель Берлинская штаатс-опера торжественно исполняет спектакль «Гензель и Гретель», посвященный его памяти.
Текст: Анатолий Лысенков
Факты:
Идея оперы «Гензель и Гретель» принадлежит сестре композитора Адельхайд Ветте, которая в 1890 году попросила брата написать несколько песен для своих дочерей к домашнему кукольному представлению на Рождество. После нескольких переделок эти музыкальные зарисовки превратились в полномасштабную оперу, ставшую прекрасным подарком невесте Хумпердинка, с которой он обручился несколько месяцев спустя. А еще через 4 года на этом материале был снят короткометражный фильм (1897), один из первых в Германии.
Хумпердинка всегда окружали дети и молодежь: он был отцом пятерых детей, один из которых Вольфрам тоже посвятил себя музыке. Среди многочисленных учеников композитора, помимо Зигфрида Вагнера, можно назвать еще Курта Вайля, автора знаменитой впоследствии «Трехгрошевой оперы».
«Гензель и Гретель», которую сам Хумпердинк называл «иронической аллюзией» на «Парсифаль» Вагнера, стала первой оперой, исполненной в записи по радио в 1923 году. Спустя 8 лет, на Рождество 1931 года, её впервые транслировали в прямом эфире из нью-йоркского театра Метрополитен. В сезоне 2015–2016 годов это произведение занимало 13-е место в списке самых исполняемых во всём мире.
Название оперы «Гензель и Гретель» происходит от уменьшительных немецких имен Иоганнес (Ганс) и Гретхен (Маргарита). В России перед Первой мировой войной она шла под названием «Ваня и Маша».
«Манифест 93-х» появился в ответ на аналогичный призыв англичан, а затем и других членов Антанты, включая Россию. Открытое письмо немецких интеллектуалов (1914), названное «К культурному миру», также подписали, помимо Хумпердинка, его ученик Вагнер-младший, дирижер Вейнгартнер, драматург Гауптман, юрист Франц фон Лист (кузен пианиста Ференца Листа), Вильгельм Рентген — открыватель одноименных лучей, химик Вассерман — автор известной медицинской реакции, квантовый физик Макс Планк и многие другие. Последний, правда, через пару лет отказался поддерживать действия немецких войск. Позже это сделали и многие другие подписанты. А вот Альберт Эйнштейн сразу же ответил альтернативным воззванием «К европейцам».
В 2013 году на экраны вышел своеобразный сиквел оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель: Охотники на ведьм» режиссёра Томми Виркола с Джереми Реннером и Джеммой Артертон в главных ролях. Первый из них известен также по фильмам «Миссия невыполнима» 4-5, «Эволюция Борна», сериалам «Мстители» и «Д-р Хаус». Вторая засветилась в «Кванте милосердия» с Дэниэлем Крейгом (он же Джеймс Бонд), «Сотне улиц».
Звонкие имя и фамилия Энгельберта Хумпердинка не остались без внимания акул шоу-бизнеса. В середине 60-х годов прошлого века под таким псевдонимом стал выступать британский эстрадный певец Арнольд Джордж Дорси и благодаря этому вскоре стал очень популярным. Правда, теперь второе слово звучало на английский манер Хампердинк. Совсем недавно 75-летний поп-стар тряхнул стариной и выступил на конкурсе «Евровидение — 2012» в Баку, где занял «почетное» 25 место. А вот популярность его «предшественника » в свое время достигла того, что его портрет красовался на почтовой открытке 1910 года. Здесь Хумпердинк изображен еще с действующей левой рукой, которую через пару лет разобьет паралич.