Хиндемит Пауль

Hindemit Paul

16.11.1895 – 28.12.1963
Хиндемит Пауль
Он внес огромный вклад в самые различные сферы музыки ХХ века. Не зря его называли «Allrоund-musiker» — всесторонним, всеобъемлющим музыкантом.
В своем творчестве он опирался на классические формы и жанры далекого прошлого, прежде всего на полифонию Баха, что позволяет отнести его стиль к неоклассицизму, очень распространенному в середине прошлого столетия. Но в отличие от большинства представителей этого направления, таких как Стравинский, Мийо и другие, его привлекала в этих старинных приемах и средствах выражения не столько внешняя сторона, сколько проверенная веками внутренняя глубина, устойчивость и логичность, позволявшие с их помощью раскрывать самые современные, актуальные, злободневные и в то же время вечные темы искусства — красоту, сложность и гармоничность человеческой души и всего мироздания. Недаром одну из своих последних опер он так и назвал — «Гармония мира».
Хиндемит родом из немецкой земли Гессен в центральной Германии, где также родились гессенские принцессы, будущие жены трех российских императоров — Павла I, Александра II и Николая II. Его малая родина — небольшой городок Ханау на реке Майн, куда часто приезжали лечиться Жуковский, Вяземский, Гоголь и другие русские литераторы. Здесь же за 100 лет до него появились на свет знаменитые братья Гримм, собиратели немецких народных сказок «Белоснежка», «Гензель и Гретель», «Бременские музыканты» и многих других.
Сын простого маляра и музыканта- любителя с детства проявляет большие музыкальные способности и уже в 13 лет поступает в консерваторию Франкфурта, ближайшего к ним крупного города, где учится игре на скрипке, композиции и дирижированию. Закончив ее накануне I мировой войны, юноша играет в различных струнных ансамблях, работает концертмейстером в оркестре Франкфуртской оперы, где осваивает почти все оркестровые инструменты и специфику оперного жанра. В 1921 году он создает с турецким скрипачом Лико Амаром собственный квартет, в котором играет на альте и пишет для него музыку. Коллектив с успехом гастролирует по всей Европе, в том числе и в СССР в 1927 году, где о молодом авторе пишут ведущие советские критики Асафьев, Беляев… Именно им принадлежат первые работы о его творчестве.
Вскоре Хиндемит становится одной из главных фигур немецкой музыки — много сочиняет, руководит различными фестивалями, выступает как исполнитель. Его ранние работы 20-х годов — оперы «Убийца, надежда женщин», «Святая Сусанна» и «Новости дня», балет «Демон», написанные в экспрессионистском ключе, эпатируют буржуазную публику своими смелыми, порой кровавыми сюжетами и неожиданными музыкальными решениями. Но постепенно он переходит к более простому языку, доступному обычным слушателям, обращается к серьезным историческим темам — в опере «Художник Матис» о великом немецком живописце средневековья Матисе Грюневальде, в «Траурной музыке» на смерть Георга V, деда нынешней английской королевы Елизаветы II. Но все эти устремления идут вразрез с политикой пришедших к власти фашистов, которые считают его музыку «дегенеративной», и вскоре композитор, женатый к тому же на еврейке, эмигрирует сначала в Турцию, где стоит у истоков создания консерватории в Анкаре, затем в Швейцарию и наконец в 1938 году в США.
За океаном начинается новый этап в жизни Хиндемита, который по-прежнему много и активно сочиняет практически во всех жанрах, кроме киномузыки, преподает в различных американских университетах, пишет книги и научные труды, создает собственную теорию музыкального языка, основанную на физических законах звука с четкой опорой на тональность, имеющую один главный центральный тон, правда, без разделения на мажор и минор. Тем самым он не признает атональность, додекафонию, серийность и прочие течения современного ему авангарда. В Европу он возвращается лишь в начале 50-х годов и живет в Швейцарии, откуда и уехал в эмиграцию. В последние годы Хиндемит выступает преимущественно как дирижер, исполняя не только свои сочинения, но и произведения других композиторов.
Скончался он вскоре после своего 68-летия во Франкфурте-на-Майне — городе, в котором начиналась его блестящая карьера. Похоронили его в швейцарском кантоне Во, рядом со знаменитым Женевским озером.
С 1990 года в Германии учреждена Хиндемитовская премия размером в 20 000 евро, которая вручается молодым композиторским талантам.
Текст — Анатолий Лысенков.