Дирижер с «неправильной» буквой в фамилии
Один из первых выпускников дирижерского класса Московской консерватории, Борис Эммануилович Хайкин за свою полувековую карьеру работал во всех главных оперных театрах Москвы и Ленинграда — Большом, Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловском и Кировском (Мариинском), где поставил более полусотни премьерных спектаклей, причем почти половина из них — это новые произведения отечественных композиторов.
Он родился в семье минского агронома, почетного жителя города, основавшего там частное еврейское училище, ставшее потом сельхозинститутом. Но сыновья не пошли по стопам отца — старший Семен стал пионером отечественной радиоастрономии, а младший Борис выбрал иное поприще.
Окончив престижную Флеровскую гимназию в Москве, где сейчас находится музыкальное училище при консерватории, он в 17 лет поступает в Московскую консерваторию на только что открывшееся отделение дирижирования к профессору Сараджеву, ученику самого Артура Никиша. Имя первого дирижера — выпускника с 1928 года украшает почетную доску в Малом зале консерватории. Получив диплом, молодой маэстро поступает в оперную студию Станиславского, недавно открытую великим режиссером, который становится его новым наставником в избранной профессии, наряду с такими мэтрами, как Сук и Голованов.
С 1936 года начинается следующий, ленинградский, этап в жизни дирижера — его приглашают возглавить Малый оперный театр (Малегот) в городе на Неве вместо уехавшего в столицу Самосуда, а позже, во время войны — Кировский, ныне Мариинку. В эвакуации и после нее он ставит оперы Мусоргского, Чайковского, Моцарта, Гуно, Кабалевского, Прокофьева и других композиторов, за что дважды в 1946 году, и еще раз в 1951-м удостаивается Сталинской (Государственной) премии, что было уникальным событием в эпоху наступившей борьбы с космополитизмом. Кстати, именно тогда Хайкину предлагали сменить фамилию, но он с присущим ему мягким юмором ответил, что готов поменять только букву «а» на «у», чтобы она звучала совершенно по-русски.
После смерти вождя народов, в 1954 году дирижер возвращается в столицу после почти 20-летнего перерыва и до конца жизни работает дирижером, хотя и не главным, но по сути основным, в Большом театре. Здесь его талант раскрывается с наибольшей полнотой. Впервые в Советском Союзе он ставит оперы «Фра-Дьяволо» Обера, «Мать» Хренникова, «Джалиль» Жиганова, «Неизвестный солдат» Молчанова, балет «Лесная песня» Жуковского, вместе с режиссером Покровским осуществляет ряд постановок в ГДР и Италии, записывается на радио и грампластинки.
Его оперные записи с ведущими солистами страны Архиповой, Биешу, Ткаченко, Петровым, Гуляевым, Пьявко и другими занимают видное место в мировой музыкальной дискографии. Хайкин практически всю жизнь преподает в Ленинградской и Московской консерваториях. Среди его учеников Кондрашин и Эрмлер.
Ему принадлежат многочисленные статьи о музыкальном искусстве, а также книга «Беседы о дирижёрском ремесле», вышедшая уже после смерти автора, в 1984 году. Он умер 10 мая 1978 года в возрасте 73 лет, на следующий день после Праздника Победы, которую он приближал и в осажденном Ленинграде, дежуря на крыше оперного театра, и в эвакуации, создавая фронтовые бригады и участвуя в одном из первых исполнений 7-й «Ленинградской» симфонии Шостаковича (в 1943 году). Хайкин кремирован и похоронен на Донском кладбище в Москве, где также покоятся Мейерхольд, Бабель, Тухачевский и другие видные деятели советской страны.
Текст: Анатолий Лысенков.