Предтеча русской оперы
Он — один из первых отечественных творцов национальной оперы, обратившийся к ней задолго до Глинки. Однако его имя и творчество были почти полностью забыты и возродились только в середине ХХ века.
Евстигней Ипатьевич Фомин творил в годы царствования Екатерины II, когда в российском искусстве, особенно в музыке, тон задавали иностранные композиторы, прежде всего итальянцы. Именно их произведения занимали ведущее место в культурной жизни столичного Петербурга. Однако в стране постепенно появлялись и свои талантливые музыканты, которые успешно осваивали опыт европейских коллег и часто ни в чём им не уступали. Многие из них стажировались в лучших музыкальных центрах Европы, получая там всеобщее признание. Зато на родине им редко удавалось добиться такого же успеха, из-за чего они часто были либо совсем не востребованы, либо сильно ограничены в реализации своих замыслов, что негативно влияло на их судьбу.
Как и большинство талантливых российских самородков, Фомин, сын простого артиллериста, вышел из самой гущи народа. Он родился 5 августа по старому стилю, в День великомученика Евстигнея, и был назван в его честь. Рано лишившийся родителей шестилетний сирота попадает в недавно открытую Петербургскую Академию художеств, где учится на архитектора. Правда, его больше привлекает музыка, которую там тоже преподают, в том числе такие мастера, как Герман Раупах — друг и коллега Моцарта. У него и других наставников Фомин постигает основы композиции, пения и игры на клавесине, а закончив обучение в 1782 году, отправляется на трехлетнюю стажировку в итальянскую Болонью, чего удостаивались только самые лучшие выпускники, прежде всего художники. Так, в Италии совершенствовались в разные годы Брюллов, Щедрин, Репин, Поленов и другие русские живописцы. Фомин добивается здесь огромного успеха — становится вторым в истории российским членом Болонской академии музыки. До него такой чести был удостоен лишь Максим Березовский.
Увенчанный академическими лаврами, композитор возвращается домой и сразу же получает заказ на оперу о новгородском богатыре Василии Буслаевиче, либретто к которой написала сама императрица Екатерина II. Казалось бы, Фомину предоставлен уникальный шанс устроить свою придворную карьеру. Но, увы, опера быстро сходит со сцены ввиду недовольства ею со стороны монаршей особы, заказы больше не возобновляются, а сам музыкант надолго исчезает не только из столицы, но и из публичной жизни. Почти 10 лет о нем мало что известно, хотя периодически появляются его новые оперы «Ямщики на подставе» на либретто Николая Львова, «Американцы» по пьесе Ивана Крылова и некоторые другие. Все они говорят о большом мастерстве автора, его умении обращаться с самыми разными сюжетами — комическими, лирическими, историческими, бытовыми, и отличном владении им различными способами их воплощения. Так, «Ямщики» полностью построены на русских народных песнях, что является уникальным случаем в отечественном оперном искусстве.
Вершиной творчества Фомина становится мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст поэта и драматурга Княжнина. Он достигает здесь высочайшего накала чувств, страстей и переживаний героев, переданных с помощью разнообразных музыкальных средств — жалобных лирических напевов двух разлученных супругов, мощного хорового звучания хранителей Аида и демонических финальных плясок фурий, увлекающих влюбленных в свое темное подземное царство. Эти и другие произведения, изредка звучавшие при жизни композитора, затем были прочно забыты. За три года до его кончины сменивший Екатерину Павел I возвращает опального музыканта в столицу и даже предоставляет ему скромную должность репетитора придворного театра. Но это не спасло Фомина от забвения. Он умер совсем молодым, в возрасте всего лишь 38 лет, и даже место его захоронения до сих пор неизвестно. К счастью, в наше время произведения музыканта вновь звучат со сцены, привлекая к себе внимание современных исполнителей и слушателей.
Текст: Анатолий Лысенков