Тартини Джузеппе

08.04.1692 – 26.02.1770
По мнению величайшего скрипача Давида Ойстраха, «Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVII века, искусство которых сохраняет своё художественное значение и по сей день».
Итальянский композитор, скрипач и теоретик Джузеппе Тартини начал изучать композицию во францисканском монастыре Ассизи у монастырского органиста, известного чешского композитора Б. Черногорского. В 1721 году занял должность скрипача и дирижера капеллы Падуи; в 1723–1725 годах — придворный музыкант в Праге.
По возвращении в Падую Тартини основал здесь в 1728 году школу скрипичной игры; в числе его учеников — выдающиеся скрипачи 18 века П. Нардини, И. Г. Науман, Г. Пуньяни и др. В 1740 году Тартини с триумфальным успехом совершил концертную поездку по Италии; техническое совершенство и стиль его игры стали образцом для последующего поколения итальянских скрипачей. Скрипичные произведения Тартини получили широкое распространение. Его соната «Трель дьявола» (известна как «Дьявольская соната») сохранилась в репертуаре скрипачей до наших дней.
Тартини внёс существенный вклад в дальнейшее развитие искусства игры на скрипке. Он усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приёмы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошедшие во всеобщее употребление. Его игру отличала чистота интонации, прекрасная техника левой руки, а необыкновенное звучание его скрипки стало считаться эталонным. Ему приписывают открытие акустического явления, заключающегося в том, что два консонирующих верхних звука дают нижний отзвук, с ними консонирующий (напр. малая терция ми-соль даёт отзвук до на расстоянии децимы от верхней ноты ми). Эти так называемые комбинационные разностные тоны, или тоны Тартини, разработаны впоследствии Гельмгольцем. Кроме Тартини, на разностные комбинационные тоны обратил внимание немецкий органист Сорг (1740), которому тоже приписывают открытие этих тонов.
Тартини был также одним из виднейших итальянских музыкальных теоретиков XVIII века, автором трактатов по различным музыкальным вопросам.