Вячеслав Сук — дирижёр с судьбой, не похожей на русскую сказку
Чех Вячеслав Сук стал самым русским дирижёром начала XX века. Он водил дружбу с Чайковским и Римским-Корсаковым, которые доверили ему исполнять свои лучшие партитуры.
Очевидцы рассказывают, что буквально за несколько минут до кончины Сук обсуждал с коллегами детали постановки в Большом театре оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Что новое искал семидесятиоднолетний мэтр в партитуре, которую к тому моменту знал вдоль и поперёк? Ведь впервые этим спектаклем он продирижировал здесь же почти четверть века назад. Ответ на вопрос, возможно, разочарует современных меломанов. Вячеслав Сук, уроженец Богемии, с немецкой пунктуальностью всегда следовал нотному тексту, не любил делать купюры, и главным «героем» действа считал не себя, артистов, или режиссёра-постановщика, а автора музыки. А что может быть чудеснее творений Римского-Корсакова и Чайковского, которые лучше всего удавались дирижёру? Два величайших русских композитора видели в Вячеславе Ивановиче единомышленника. Римский-Корсаков лично попросил маэстро продирижировать премьерой оперы «Садко» в Большом театре в 1906 году. Сук вспоминает, что сильно обрадовался такому вниманию к своей персоне, лишь пунктиром упомянув о том, что изначально за пультом оркестра Римский-Корсаков видел Рахманинова, но тот отказался.
Легкость общения с людьми — фирменный стиль Вячеслава Ивановича. Он был дотошным, но не вредным и резким в работе с музыкантами самого разного калибра. В середине 80-х в Харькове он буквально сразил Чайковского качественным звучанием оркестра, в котором играли, образно говоря, «полторы калеки». Пётр Ильич начинает симпатизировать молодому музыканту, пытается вырвать его из череды концертов с провинциальными коллективами и пристроить в Александринский театр. Протекция не сработала. Но Сук не сдаётся. Иначе зачем он, выпускник Пражской консерватории, приехав на гастроли в Россию в 1880 году качестве скрипача с Пражским оркестром остался здесь навсегда, на долгие полвека. На реализацию мечты стать дирижёром Большого театра у него уходит почти двадцать лет. К «полнокровному» и сильному по составу оркестру он подбирается поэтапно, отыграв в нём 1882–1885 годах за пультом первой скрипки. Выдержав экзамен на дирижёрскую зрелось в театрах Киева, Минска, Саратова, Таганрога, частных операх Москвы и Петербурга, Сук приходит в Большой театр. Он не огорчается, что первым спектаклем стала не русская опера, а «Аида» Верди. Зато потом Сук обрушивает на публику волшебный поток превосходных спектаклей: «Снегурочка», «Майская ночь», «Золотой петушок», «Евгений Онегин» и «Руслан и Людмила».
Этот шедевр Глинки Сук (тогда еще Вацлав) впервые услышал в Праге и с тех пор навсегда полюбил русские оперные сказки. Это был другой мир, совсем не похожий на тот, что в детстве окружал его, сына мясника скотобойни в Кладно.