«Прежде всего, исполнитель должен чувствовать, что его пальцы рождают „нечто“, испытывать потребность высказать то, что не поддаётся выражению словами. И, наконец, обладать даром воздействия на публику».
Надо ли говорить о том, что всеми этими качествами, по мнению Исаака Стерна, необходимыми артисту-музыканту, он сам обладал в высшей мере.
«Воздействие» его искусства испытали на себе слушатели в разных частях земного шара. Несколько раз, начиная с 1958-го года, знаменитый американский скрипач бывал на гастролях в нашей стране; он не просто хорошо знаком, но по-настоящему любим русской публикой.
Исаак Стерн родился в 1920-м году в городе Кременец Подольской губернии, но уже в младенческом возрасте оказался вместе с семьёй в Соединённых Штатах Америки. Первые уроки игры на рояле ему дала мать. «Мне было около семи лет, — вспоминает артист, — когда соседский мальчишка, мой приятель, начал играть на скрипке. Это воодушевило и меня». Исаак Стерн не был вундеркиндом, его превращение из ученика в артиста совершалось постепенно и гармонично. Единственным его педагогом по классу скрипки в консерватории Сан-Франциско был профессор Наум Блиндер, который занимался с ним в течение семи лет. Исаак Стерн считал, что профессор Блиндер сыграл решающую роль в его судьбе. «Мой учитель никогда не указывал мне, как надо играть, говорил только как не надо, тем самым вынуждая меня самостоятельно искать соответствующие выразительные средства и приёмы. Конечно, и многие другие верили и поддерживали меня, — говорит музыкант, — Разве могло пройти бесследно общение с Крейслером, Хейфецем, Сигети, с дирижёрами Бруно Вальтером, Сергеем Кусевицким, Артуро Тосканини, Леонардом Бернстайном?..»
Одним из самых близких старших друзей Исаака был Пабло Казальс. Интересно, что мировую известность Исаак Стерн приобрёл, ни разу в жизни не пройдя конкурсные испытания. Стерн был убеждённым противником больших международных конкурсов: ему, по собственному признанию, «претило само ощущение, что нужно готовиться к игре против других, а в случае победы — необходимость бросаться в пучину концертной деятельности, не успев приобрести не только собственного лица, но даже репертуара…»
В отличие от многих скрипачей, Исаак Стерн был далёк от того, чтобы «обожествлять» свой инструмент, хотя был превосходным скрипачом, игравшим, к тому же на уникальном инструменте работы великого Гварнери дель Джезу. Когда-то на этой скрипке играл Эжен Изаи. Но, по мнению Стерна, «скрипка сама по себе не слишком важна. Скрипка должна служить для создания музыки, и никогда — наоборот: музыка, чтобы играть на скрипке. Страшное преступление — играть ноты вместо того, чтобы творить музыку. Нет исполнителя, который выше музыки, она всегда содержит больше возможностей, чем самые одарённые артисты», — говорил Стерн.
«Идеальный концерт», по его определению, — это «исполнение любимых произведений с партнёрами, с которыми можно вести диалог».