Владимир Стасов родился в семье архитектора, получил юридическое образование, но по-настоящему был увлечён только искусством и стал одним из самых влиятельных критиков 19 века.
«Искусство и народ должны быть нераздельны» — заявляет Стасов. Этот принцип становится главным для объединения российских композиторов, названного по предложению Стасова «Могучая кучка». Главная задача этого первого в отечественной культуре «Союза композиторов» — просвещение народа и популяризация «глинкинской правды в музыке». Она должна отразить и «современную жизнь, и историю родной страны, раскрыть богатство и красоту народных сказаний».
В 1872 году Владимир Стасов предлагает Модесту Мусоргскому сюжет оперы «Хованщина»: «Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй — богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил мое мнение».
Стасов непримиримо выступает против слепого поклонения иностранной культуре. Даже противится открытию Петербургской консерватории в 1862 году. По мнению Стасова, это учебное заведение сеет дух пренебрежения к родной культуре. Поэтому вместе с композитором Милием Балакиревым, хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным создаёт Бесплатную музыкальную школу.
Как и Белинский, Стасов считал, что искусству нужны люди «которые, не производя ничего сами, тем не менее, занимаются искусством, как делом своей жизни… изучая его сами, объясняют его другим». И действительно, он стал вдохновителем для многих композиторов: Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова…
Владимир Васильевич Стасов оказал огромное влияние на формирование русской классической музыки и русского искусства в целом.