Сидельников Николай Николаевич

05.06.1930 – 20.06.1992
Советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки. Был одним из ведущих профессоров Московской консерватории со своей уникальной методикой преподавания теории и практики композиции. Николаю Сидельникову принадлежат три оперы, балет «Степан Разин», 6 симфоний, 3 оратории, много хоровой, камерной и инструментальной музыки.
Трудно найти другого такого композитора, чьи творческие устремления и интересы были бы столь широки и разнообразны. Его вдохновляли стихи революционных поэтов и древне-русское церковное пение, китайская средневековая философия и образы европейской античности, традиционный народный фольклор и современные музыкальные техники ХХ века. А наибольшую известность ему принесли оратория «Мятежный мир поэта», посвященная Лермонтову, и хоровой цикл «Романсеро» на стихи Гарсиа Лорки.
Он принадлежит к так называемому поколению «бунтарей-модернистов», приверженцев новых, современных путей развития музыкального искусства второй половины ХХ века. Наиболее яркие представители этой плеяды в нашей стране — Шнитке, Денисов и Губайдулина. Все они родились почти в одно и то же время конца 20-х — начала 30-х годов прошлого столетия и причислялись советскими властями к художественным диссидентам. Сидельников был среди них, пожалуй, наименее радикальной и вполне лояльной фигурой. Его музыка не сталкивалась с особыми запретами и препонами, как у его названных коллег, тем не менее услышать ее и сегодня удается далеко не столь часто и она во многом еще мало известна широкому слушателю.
Сидельников родился в Твери, которая через год стала называться Калинин. Его родители — музыканты сразу же после войны отправляют сына в Москву, где когда-то учились сами. Здесь он оканчивает музыкальное училище при консерватории и становится ее студентом, но вскоре его исключают за увлечение модернистскими течениями, что в свете Постановления 1948 года о формализме считалось почти преступлением. Однако через 2 года, когда умер Сталин, юношу восстанавливают, и он успешно завершает учебу у таких прославленных педагогов, как композитор Шапорин, пианист Нейгауз, органист Гедике. Уже первые сочинения молодого автора обращают на себя внимание нестандартным выбором тем и ярким своеобразным языком выражения. Такова его дипломная работа, оратория «Поднявший меч» по мотивам древних русских летописей, удостоенная высокой оценки Дмитрия Шостаковича. Сидельников работает в самых разных жанрах, среди которых оперы, симфонии, балет, хоровые и камерные сочинения, музыка для театра и кино. При этом он почти никогда не повторяет сам себя, выбирая все время новые, нетипичные исполнительские составы и необычные литературно-сюжетные первоисточники. Так, в вокальном цикле «Романсеро о любви и смерти» на стихи Лорки помимо хора участвуют фортепиано, электро-гитары и ударные, а в кантате «Сычуаньские элегии» на стихи китайского поэта Ду Фу к хору добавлены флейта, арфа и вибрафон. Композитором написана музыка более чем к 30 фильмам, среди которых такие известные как «Шинель», «Три толстяка», «Мне 20 лет», а также любимые детьми мультики «Исполнение желаний» и «Тайна далёкого острова».
Не менее новаторским является и педагогический метод Сидельникова. Преподавая много лет в своей альма-матер, он подробно изучает со студентами не только их собственные работы, но и произведения классиков. Порой изучение одной оперы Вагнера или Монтеверди занимает у него целую неделю. Из его класса вышло много талантливых и непохожих друг на друга композиторов, имена которых хорошо известны в музыкальном мире — это Артемьев, Тарнопольский, Минков, Комаров, Мартынов, Соколов, Юсупова и многие другие. По стопам отца пошли и его дети — сын и две дочери, которые тоже стали музыкантами. В память об их отце на его родине, в Твери проводится конкурс юных пианистов, носящий имя Сидельникова.
Он скончался через 2 недели после своего 62-летия от онкологического заболевания и похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Текст — Анатолий Лысенков.