Советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки. Был одним из ведущих профессоров Московской консерватории со своей уникальной методикой преподавания теории и практики композиции. Николаю Сидельникову принадлежат три оперы, балет «Степан Разин», 6 симфоний, 3 оратории, много хоровой, камерной и инструментальной музыки.
Трудно найти другого такого композитора, чьи творческие устремления и интересы были бы столь широки и разнообразны. Его вдохновляли стихи революционных поэтов и древне-русское церковное пение, китайская средневековая философия и образы европейской античности, традиционный народный фольклор и современные музыкальные техники ХХ века. А наибольшую известность ему принесли оратория «Мятежный мир поэта», посвященная Лермонтову, и хоровой цикл «Романсеро» на стихи Гарсиа Лорки.
Он принадлежит к так называемому поколению «бунтарей-модернистов», приверженцев новых, современных путей развития музыкального искусства второй половины ХХ века. Наиболее яркие представители этой плеяды в нашей стране — Шнитке, Денисов и Губайдулина. Все они родились почти в одно и то же время конца 20-х — начала 30-х годов прошлого столетия и причислялись советскими властями к художественным диссидентам. Сидельников был среди них, пожалуй, наименее радикальной и вполне лояльной фигурой. Его музыка не сталкивалась с особыми запретами и препонами, как у его названных коллег, тем не менее услышать ее и сегодня удается далеко не столь часто и она во многом еще мало известна широкому слушателю.
Сидельников родился в Твери, которая через год стала называться Калинин. Его родители — музыканты сразу же после войны отправляют сына в Москву, где когда-то учились сами. Здесь он оканчивает музыкальное училище при консерватории и становится ее студентом, но вскоре его исключают за увлечение модернистскими течениями, что в свете Постановления 1948 года о формализме считалось почти преступлением. Однако через 2 года, когда умер Сталин, юношу восстанавливают, и он успешно завершает учебу у таких прославленных педагогов, как композитор Шапорин, пианист Нейгауз, органист Гедике. Уже первые сочинения молодого автора обращают на себя внимание нестандартным выбором тем и ярким своеобразным языком выражения. Такова его дипломная работа, оратория «Поднявший меч» по мотивам древних русских летописей, удостоенная высокой оценки Дмитрия Шостаковича. Сидельников работает в самых разных жанрах, среди которых оперы, симфонии, балет, хоровые и камерные сочинения, музыка для театра и кино. При этом он почти никогда не повторяет сам себя, выбирая все время новые, нетипичные исполнительские составы и необычные литературно-сюжетные первоисточники. Так, в вокальном цикле «Романсеро о любви и смерти» на стихи Лорки помимо хора участвуют фортепиано, электро-гитары и ударные, а в кантате «Сычуаньские элегии» на стихи китайского поэта Ду Фу к хору добавлены флейта, арфа и вибрафон. Композитором написана музыка более чем к 30 фильмам, среди которых такие известные как «Шинель», «Три толстяка», «Мне 20 лет», а также любимые детьми мультики «Исполнение желаний» и «Тайна далёкого острова».
Не менее новаторским является и педагогический метод Сидельникова. Преподавая много лет в своей альма-матер, он подробно изучает со студентами не только их собственные работы, но и произведения классиков. Порой изучение одной оперы Вагнера или Монтеверди занимает у него целую неделю. Из его класса вышло много талантливых и непохожих друг на друга композиторов, имена которых хорошо известны в музыкальном мире — это Артемьев, Тарнопольский, Минков, Комаров, Мартынов, Соколов, Юсупова и многие другие. По стопам отца пошли и его дети — сын и две дочери, которые тоже стали музыкантами. В память об их отце на его родине, в Твери проводится конкурс юных пианистов, носящий имя Сидельникова.
Он скончался через 2 недели после своего 62-летия от онкологического заболевания и похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Текст — Анатолий Лысенков.