Знаменитый оперный дирижёр, современник и соратник Артуро Тосканини, Туллио Серафин более полувека играл важную роль в развитии итальянского музыкального искусства. После окончания Миланской консерватории Серафин играл на скрипке в оркестре Ла Скала и даже совершил с труппой турне по разным странам. Это позже он станет главой театра. А пока он возвращается в консерваторию, где изучает композицию и дирижирование.
В 1900 году Серафин дебютирует за пультом театра в Ферраре, продирижировав оперой Доницетти «Любовный напиток». С тех пор известность молодого дирижера быстро растёт. Уже в начале века он выступает в театрах Венеции, Палермо, Флоренции и Турина, руководит в Риме концертами оркестра «Аугустео», в Милане театром «Даль Верме» и уже в 1909 году становится главным дирижером «Ла Скала». С этим театром он был тесно связан на протяжении многих лет, здесь он завоёвывает славу не только превосходного интерпретатора традиционного итальянского репертуара, но и опер Вагнера, Глюка, Вебера.
Следующие десятилетия — период высшего расцвета таланта Серафина. Это были годы, когда он гастролирует в большинстве театров Европы и Америки. В течение десяти лет он был одним из ведущих дирижёров «Метрополитен-опера», а в Италии возглавлял римский театр «Коммунале» и фестиваль «Флорентийский музыкальный май». На родине и за рубежом он не только исполняет традиционный репертуар, но и включает в программы произведения современников. Так, многие итальянские оперы XX века благодаря Туллио Серафину впервые увидели свет рампы в Лондоне, Париже, Буэнос-Айресе, Мадриде, Нью-Йорке. А в Италии он впервые поставил оперы Берга, Дюка, Бриттена, Рихарда Штрауса и Римского-Корсакова.
Считается, что Серафин открыл миру Марию Каллас. По его рекомендации Каллас пригласили в Венецию и здесь под его руководством она исполнила заглавные партии в операх «Турандот» Пуччини и «Тристан и Изольда» Вагнера. И не только её. Вот что пишет Тито Гобби в своей книге «Мир итальянской оперы» о работе над ролью вердиевского Фальстафа: «Когда я вспоминаю каждый этап работы над ней, самые благодарные мои мысли устремляются к маэстро Серафину… Когда впервые он позволил мне приступить к роли Фальстафа (до того я, разумеется, пел Форда), я курсировал между Римом и Неаполем, участвуя в спектаклях „Дон Карлоса“, которыми дирижировал маэстро Серафин… Несмотря на нелюбовь Серафина к быстрым автомобилям, я возил его туда и обратно — он сидел рядом со мной, положив клавир на колени, и терпеливо давал свои наставления, разъяснял детали, советовал и поправлял меня. За нашими спинами расположилась преданная ему экономка Розина, которая время от времени чистила апельсин для одного из нас, чтобы мы освежили пересохшие глотки».