
Пабло де Сарасате — испанский виртуоз, чьё имя стало синонимом золотого века скрипичного искусства. Родился в Памплоне в семье военного капельмейстера Мигеля Сарасате. Его музыкальные способности проявилась в пять лет, когда он с лёгкостью повторил сложный пассаж, над которым долгое время бился его отец. Уже в восемь лет состоялся его дебют в Ла-Корунье, а в десять — триумфальное выступление перед королевой Изабеллой II, подарившей юному дарованию скрипку Страдивари.
Трагическая смерть матери во время их поездки в Париж не остановила музыкального становления Сарасате. В Парижской консерватории он за год освоил программу класса Жана Дельфена Аляра, получив первую премию в 13 лет — случай беспрецедентный в истории учреждения. К 1859 году завершил образование с отличием по всем дисциплинам.
Мировая слава пришла после парижского дебюта 1860 года. Критики отмечали его «серебристый звук» и «дьявольскую лёгкость техники». Гастроли 1867–1871 годов по Америке упрочили его репутацию: в Нью-Йорке публика носила его на руках, а в Гаване местные музыканты учились у него андалузским ритмам.
Особую страницу биографии составляют четыре турне по России (1869-1903), где он сотрудничал с Рубинштейном и Чайковским. Русские впечатления воплотились в цикле «Русские песни» для скрипки с оркестром. На квартетных вечерах у Тургенева в Париже он демонстрировал редкое мастерство камерного ансамбля.
Как композитор Сарасате создал 54 опуса, ставшие эталоном скрипичного репертуара. Его «Цыганские напевы» и «Испанские танцы» сочетают виртуозную сложность с глубоким знанием фольклора. Многие сочинения, включая знаменитую «Кармен-фантазию», он писал для собственных выступлений, демонстрируя феноменальные скрипичные приёмы, которые стали эталоном технического мастерства.
Уникальность Сарасате заключалась в синтезе испанской страсти и французской школы. Современники называли его «солнечным гением» за жизнерадостность стиля. При этом он ежедневно занимался по 12 часов, отвергая ярлык гения:
«Вы спрашиваете, откуда берётся лёгкость? Это не вдохновение — это пот и дисциплина. Я играю „Цыганские напевы“ ровно 317 раз в год: 300 раз дома, 15 раз на репетициях и 2 раза на концертах. Только тогда испанское „duende“ (магия) появляется само».
Его искусство вдохновило целое поколение композиторов. Сен-Санс посвятил ему «Интродукцию и Рондо-каприччиозо», Лало — «Испанскую симфонию», Брух — «Шотландскую фантазию». Даже строгий критик Иоахим признавал: «Так может играть только тот, в ком живёт душа целого народа».
Последние годы Сарасате провёл в Биаррице. Умер 20 сентября 1908 года, оставив после себя не только богатое творческое наследие, но и легенду о музыканте, «превращавшем технику в поэзию». Сегодня его скрипка Страдивари хранится в мадридском музее, а международный конкурс его имени собирает лучших скрипачей мира в Памплоне.