Пабло де Сарасате: в манере «колоратурных звёзд» «Паганини конца века», «король искусства каденцирования», «солнечно-светлый художник» — так называли Сарасате современники.
Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс
Карьера Сарасате была головокружительной. Способности мальчика проявились рано: в пять лет начал обучаться игре на скрипке, а в 10 уже дал первый публичный концерт в Ла-Корунье и поразил всех виртуозностью. Сама королева Изабелла восхищается его игрой и преподносит юному музыканту в подарок скрипку работы Страдивари, а мадридский двор берёт на себя расходы по его дальнейшему образованию. Сарасате отправляют в Париж для обучения, где его принимает в свой класс один из лучших педагогов Дельфин Алар. И меньше чем за год он оканчивает полный курс консерватории с первыми премиями по специальности и по гармонии. Его дебют в Париже тоже был триумфальным. Сарасате покоряет всех, и прежде всего своей невероятной виртуозностью, особым звуком и идеальной чистотой исполнения. Другой великий скрипач Эжен Изаи утверждал, что Сарасате «научил нас играть чисто», а музыковед Израиль Ямпольский писал: «Публика, словно завороженная, внимала блестящему каскаду звуков этого „мага“ и „чародея“ скрипки, не замечая, что Сарасате в 9-10 минут „пробегал“ Чакону Баха, а Концерт Бетховена интерпретировал в манере колоратурных „звезд“».
Ему посвящали скрипичные произведения современники — Сен-Санс, Брух, Лало, Иоахим. Сам Сарасате как композитор создал более 50 сочинений, написанных исключительно для скрипки. Самыми шлягерными считаются «Цыганские напевы», «Андалузская серенада», Интродукция и тарантелла, четыре тетради Испанских танцев, фантазии на темы из опер. Однако современники не принимали его как творца, считая, что в произведениях Сарасате виртуозность затмевает композиторское начало. Но время расставило всё по местам: произведения Сарасате любимы музыкантами и публикой, а их виртуозность — «крепкий орешек» для исполнителей.
Сарасате первым из скрипачей стал записываться на грампластинки: он исполнил Прелюдию из ми-мажорной партиты Баха для скрипки соло, а также Интродукцию и тарантеллу собственного сочинения.
Текст: Татьяна Тимофеева