Рубинштейн Николай Григорьевич

14.06.1835 – 23.03.1881
Николай Рубинштейн родился в Москве в семье мелкого фабриканта. С четырех лет мальчик начал заниматься музыкой под руководством матери, получившей в своё время блистательное образование. С семи лет Рубинштейн-младший уже концертировал вместе с братом Антоном, выдающимся пианистом. Что интересно, современники отмечали даже большую одаренность у Николая, чем у Антона. В газетах писали, что Николай сочетает в своей игре «античное целомудрие и чувство меры» с «титанической силой».
Перед очередной поездкой в заграничное турне, мальчиков удостоил своим вниманием сам Николай I. В Санкт-Петербурге перед императором Николай исполнил собственный ноктюрн. Самодержец был в восторге и благословил братьев на дальнейшую работу, заявив, что она принесет пользу, как самим музыкантам, так и России. Из Петербурга семейство направилось в Берлин, потом в Париж. Во время гастролей музыканты общались с выдающимися композиторами того времени: Мендельсоном, Шопеном, Мейербером.
Вернувшись на родину, Николай начинает готовиться к поступлению в Московский университет на юридический факультет, параллельно выступая с концертами по городам России. Учёба освобождает юношу от призыва в армию, где в то время служили 25 лет. После окончания университета, Рубинштейн поступает на службу в канцелярию генерал-губернатора, получив один из младших чинов — губернский советник. Но карьера чиновника не привлекает молодого музыканта. Через некоторое время Николай Григорьевич вновь возвращается к концертной деятельности, выступая уже и в качестве дирижера. Он ведёт размеренную светскую жизнь, пианиста с радостью принимают в лучших московских домах.
С 1858 года Николай Рубинштейн начинает работу как общественный деятель. Его действия в корне меняют музыкальную атмосферу в Москве — в городе, достаточно провинциальном по сравнению с Петербургом. В начале 1960 года Рубинштейн создаёт Российское музыкальное общество. Как его бессменный председатель, он объединяет в коллективе всех, по его словам, «влюблённых в музыку». Рубинштейн увеличивает число концертов, где исполняют не только известную европейскую музыку, но и сочинения русских композиторов. Требования к публике тоже меняются. Светские дамы ходят на концерты исключительно в вечерних платьях, а мужчины — во фраках. Рубинштейн запрещает входить зрителям после начала концерта и разговаривать во время выступления. Современники вспоминали о том, как замирал зал, когда Николай Григорьевич становился за дирижерский пюпитр, и обводил зал глазами. Каждое публичное выступление любимца Москвы сопровождалось восторженными аплодисментами и овациями.
Вслед за Музыкальным обществом, по инициативе Николая Рубинштейна, в столице начинают действовать несколько частных бесплатных Музыкальных классов. К моменту открытия консерватории, Москву этого времени уже трудно назвать музыкальным захолустьем. Идея создать в городе первый музыкальный вуз целиком занимает мысли Николая Григорьевича. Такой масштабный проект требует больших денежных вложений, недостающие средства Рубинштейн собирает с помощью благотворителей.
В феврале 1866 года Консерватория начинает работу под управлением своего первого директора — Николая Григорьевича Рубинштейна. Под классы он арендует дом на углу улицы Воздвиженка и Борисоглебского проезда. Этот дом, к сожалению, полностью уничтожила фашистская бомба в 1941 году. Николай привлекает к преподаванию лучших отечественных и зарубежных музыкантов. Теорию музыки в Московской консерватории преподаёт 26-летний Пётр Ильич Чайковский. Композитор даже живёт в этом же доме, в одной квартире с Николаем Рубинштейном. Сам Николай Григорьевич ведёт фортепианный класс, дирижирует ученическим оркестром. В числе его студентов — Сергей Танеев, Александр Зилоти, Эмиль Зауэр и многие другие выдающиеся музыканты. Обучение в консерватории, по тем временам, стоило недешево — сто рублей в год. Но основным средством существования учебного заведения были все же пожертвования и деньги, которые выделял сам Николаем Григорьевич из собственных концертных гонораров.
Современник великого музыканта, общественный деятель Николай Давыдов писал: «Николай Григорьевич отзывчивый и добрый человек, не умевший отказывать, когда его помощь действительно была нужна, причем он совершенно не считался со своими личными средствами и раздавал гораздо даже больше, чем сам имел, живя потом в долг».
В конце семидесятых Рубинштейну поступило предложение уехать из России в Америку, однако будучи патриотом, он отказался, и до конца своих дней оставался верным своей стране. В те же годы Николай Рубинштейн провел серию концертов в России, выступив в 33-х городах. Собранные средства он пожертвовал в пользу Красного креста — шла Русско-турецкая война.
Тяжело больной, в начале 1881 года Рубинштейн еще продолжал дирижировать и преподавать. Врачи настаивали на поездке для лечения в Ниццу. Но музыкант не доехал до Ниццы и умер в Париже. Его посетителями в последние минуты жизни были Камиль Сен-Санс, Иван Тургенев и Полина Виардо. Николая Рубинштейна похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году захоронение перенесли на Новодевичье кладбище.
Текст: Марина Сёмина