«Точка опоры» истинного в музыке»
«Много было сказано о вдохновении: один говорил, надо писать каждый день, другой говорил, что надо писать минуты, но зато от всей души, а третий говорил, что вдохновение не приходит к ленивым… Все это слова. На самом деле, это великое таинство жизни души — это способ ее выхода: можно краской, можно словом, можно звуком. Это выход, надо только верить, что душа есть — надо в неё верить… нет, совсем не верить — надо её иметь…», — говорит композитор Владимир Рубин.
Владимир Ильич родился в семье врачей. У мальчика рано обнаружились музыкальные способности, он учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Но вскоре начинается война, и Владимир добровольцем уходит на фронт. Его определяют в учебно-стрелковый полк в Фергане (Узбекская ССР), но в 1943 году демобилизуют по болезни. На следующий год он уже поступает в Московскую консерваторию, где занимается по классу фортепиано под руководством Александра Гольденвейзера и его ассистентки Лии Левинсон. Уже на первом курсе приходит первая победа — Владимир Рубин становится лауреатом студенческого конкурса на лучшее исполнение сонат Бетховена. По окончании консерватории Рубин некоторое время работает в Институте имени Гнесиных, где ведет класс камерного вокального ансамбля. Слава к этому талантливому и яркому композитору приходит практически сразу после окончания консерватории. Владимир Ильич начинает работать преимущественно в жанре вокально-хоровой музыки и вскоре его кантаты и оратории приобретают большую известность как на родине, так и за рубежом. В 1952 году Рубина принимают в Союз композиторов СССР.
Среди большого композиторского наследия Владимира Рубина оперы «Три толстяка», «Июльское воскресенье», «Крылатый всадник», «Каштанка», «Сцены из гусарской жизни», «Альбом Алисы»; кантатно-ораториальные сочинения, среди которых «Песни ветровые», «Аленушкины сказки», «Песнь восхождения», «Будь милостив», хоровые поэмы, симфонические и инструментальные сочинения, произведения для голоса с сопровождением. Владимир Ильич создал музыку к спектаклям «Хлеб и розы», «Король Пиф-Паф», а также к нескольким десяткам радиопостановок и телеспектаклей. Широкому слушателю он известен и как автор музыки к кинофильмам «Шли солдаты…», «Алешкина любовь», «Ко мне, Мухтар!», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Места тут тихие». Значительную часть своего творческого пути Владимир Рубин прошел вместе с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, который на протяжении многих десятилетий исполнял премьеры его сочинений. Некоторые из своих опусов композитор посвятил художественному руководителю коллектива Владимиру Федосееву. Дирижер утверждает, что «Владимир Рубин, безусловно, занимает место в ряду крупнейших фигур музыкальной культуры последнего полувека, композитор с глубоким, сложным внутренним миром, питаемый высокими русскими традициями. Его сочинения являются одним из немногих „точек опоры“ истинного в музыке».
Текст: Татьяна Тимофеева