Культовый фильм «Крёстный отец» узнаю́т с широко закрытыми глазами, едва услышав первые звуки знаменитой песни «Speak softly, love». Вот уже полвека эта мелодия входит в топ самых знаменитых саундтреков в истории кино, а её автора, композитора Нино Роту, с тех пор называют «крёстным отцом» киномузыки. Он родился 3 декабря 1911 года.
В жизни композитора было три главных города. Милан, где появился на свет, Бари — несколько десятилетий руководил там местной консерваторией и ставший домом Рим. «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь»… Если бы афишами фильмов, к которым Нино Рота написал музыку, оклеить стены квартиры, то, наверное, понадобились бы апартаменты. Только одних художественных — десятки, а еще телесериалы, спектакли, документалистика. Всего больше полутора сотен наименований. А ведь были еще симфонии, камерные сочинения, концерты и даже оперы! Сочинять их его учили в Римской консерватории, а потом в знаменитом институте Кёртиса в Америке. Другого пути, кроме музыкального, у внука известного итальянского пианиста Джованни Ринальди и быть не могло. Как и дед, он прекрасно играл на рояле, и в Москве в гостях у Хренникова, после обильного русского застолья, музицировал целую ночь, поразив хозяина.
Несмотря на заслуженные лавры — премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми» — Нино Рота был очень скромным человеком и даже замкнутым. Он никогда не давал интервью, и вся информация о нем умещается в небольшую заметку в Википедии. Жены не было, но после смерти выяснилось, что есть дочь. О ней не знал даже самый близкий друг — Федерико Феллини. Их творческий союз уникален. Почти два десятка совместных картин, да каких: «Ночи Кабирии», «Амаркорд», «8½». Они стали классикой и заняли почетное место в истории, а киномузыка Нино Роты отправилась в самостоятельное плавание. Она и сейчас звучит в рингтонах и кавер-версиях, в джазовых обработках и импровизациях. Обаятельные мелодии с нотками меланхолии и шлейфом ностальгии создали свой удивительный мир — мир Нино Роты.
Текст: Ольга Сирота