
«Респиги уже не ученик, а мастер», — так отзывался о молодом композиторе Николай Андреевич Римский-Корсаков. Потомственный музыкант и успешный студент Болонского музыкального лицея, в 20 лет Респиги отправился в Санкт-Петербург, где играл в оркестре Мариинского театра и брал уроки композиции у автора «Царской невесты».
Затем Респиги учится у Макса Бруха в Берлине, успевает поработать и в Москве, однако возвращается в родную Болонью и свой диплом по композиции получает там. Связь с Россией не разорвётся: Респиги выучит русский язык, не раз вернётся в Империю, познакомится со Стравинским, Дягилевым и Фокиным, посетит десятки оперных спектаклей двух столиц.
Респиги — один из первых итальянцев, открывших забытые страницы музыки своей страны. Так, он сделал новую оркестровку «Плача Ариадны» из утерянной оперы Клаудио Монтеверди, создал знаменитые транскрипции произведений Фрескобальди, Вивальди и Тартини. Сам Отторино написал несколько опер и балетов, хоры и сонаты для фортепиано, знаменитую симфоническую трилогию — «Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Празднества Рима». Искусством инструментовки в этих сочинениях восхищался Джакомо Пуччини.
С 20-х годов Респиги дирижировал своими сочинениями на гастролях в США, Европе и Бразилии. В 1932 году Отторино Респиги вместе с группой композиторов-современников выступил с манифестом, выражающим протест «иссушающему рационализму» модернистских течений (в первую очередь имелась в виду додекафония). В это же время Респиги избрали членом Королевской академии Италии.
В последние годы жизни музыкант руководил консерваторией Санта-Чечилия в Риме.
Текст Наталья Михайлова