Аргентинский композитор, пианист и дирижёр Ариэль Рамирес всю жизнь собирал и исследовал южноамериканский фольклор, писал хоровую музыку и песни. Его любят во всём мире. В нашей стране очень популярна одна из его мелодий, хотя многие даже не подозревают, кто её автор.
Ариэль Рамирес родился 4 сентября 1921 года в городе Санта-Фе на северо-востоке Аргентины. Отец будущего композитора был учителем и очень хотел, чтобы сын пошёл по его стопам. Но Ариэль выбрал музыку — освоил фортепиано, увлекся танго, а затем начал изучать местные народные напевы. Исследуя фольклор в Кордове, музыкант встретил гитариста и фолк-исполнителя Атауальпа Юпанки, который оказал на него сильное влияние. В то время Рамирес уже учится в Национальной Консерватории в Буэнос-Айресе по классу классической композиции, а в 1946 году делает первую запись на Radio Corporation of America. Обучение композитор продолжает в Мадриде, Риме и Вене, после чего возвращается на родину и создаёт Фольклорную Компанию («Compania de Folklore Ariel Ramirez»).
В 1970 году Рамиреса избирают председателем Союза Писателей и Композиторов Аргентины. Этот пост он занимает восемь лет. В начале 90-х музыканта вновь назначают на руководящую должность. И уже в новом столетии Рамирес уходит в отставку из-за проблем со здоровьем.
В последние годы композитор страдал недугом, в результате которого почти полностью потерял память. Ариэль Рамирес прожил 88 лет. Могила артиста находится на кладбище Ла-Чакарита, где захоронены выдающиеся писатели и художники, музыканты и актёры. На надгробном памятнике высечены названия самых известных в Аргентине мелодий композитора. Но там нет одной, которую очень полюбили в нашей стране. Это композиция из заставке к телепередаче «В мире животных». Долгое время все были уверены, что запоминающийся мотив сочинил французский композитор и дирижёр Поль Мориа. Однако автор мелодии — Ариэль Рамирес. Это «Паломничество» — одна из частей кантаты «Рождество Господне», в основе которой библейский сюжет о рождении Христа и путешествии Святого семейства через пустыню. Мелодия так понравилась французскому шансонье Жилю Дрё, что он попросил поэта Пьера Деланоэ написать к ней новый текст. В результате появилась песня под названием «Жаворонок» о прошедшем лете, уходящей любви и маленьком жаворонке. Впоследствии Поль Мориа создал инструментальную версию для своего оркестра.
Одним из самых известных сочинений Рамиреса считается «Креольская месса» — католическая литургия для тенора, смешанного хора, фортепиано и народных инструментов. Сочинение появилось в 1964 году, после того, как Ватикан разрешил проводить богослужения на национальных языках. Месса сразу стала сенсацией: никогда ещё молитвы не звучали так страстно и ярко.
И всё же центральное место в творчестве композитора занимают песни. Чаще всего они написаны в жанре аргентинской самбы, которая отличается от ритмичной бразильской самбы. В Аргентине это медленный танец с платками.
Самая знаменитая песенная самба Рамиреса «Альфонсина и море» («Alfonsina y el mar») посвящена аргентинской поэтессе Альфонсине Сторни. Она покончила с собой, бросившись в море, и стала легендой поэтического мира. Также известны «Аргентинские женщины» («Mujeres Argentinas») и «Южноамериканская кантата» («Cantatasudamericana»).
Произведения Рамиреса в разное время исполняли такие знаменитости, как Мерседес Соса, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Хуан Диего Флорес и другие.
Текст: Мария Белоусова