Он превратил музыку танго из обычного танца в настоящее высокое искусство, способное раскрывать самые сложные и разнообразные чувства человека.
Аргентинское танго, возникшее в Южной Америке на рубеже XIX и ХХ веков, уже в начале прошлого столетия покорило весь мир своей строгой чеканной ритмикой, яркой выразительной мелодикой и смелыми свободными движениями, граничащими порой с откровенной раскованностью и вызывающей страстностью. Однако, эта музыка, при всей ее мелодичности и чувственности, была лишь сопровождением к танцу, вокальным или инструментальным дополнением к нему. Пьяццолла же раскрыл в ней огромную внутреннюю глубину и содержательность, обогатил приемами других стилей — классики и джаза, сделал отдельным самостоятельным видом музыкального творчества, способным воздействовать на слушателя непосредственно, напрямую, без какого-либо добавочного визуального действа, хотя оно тоже не исключается. Одним словом, ему удалось сделать то же самое, что и Шопену с его мазурками и полонезами, «королю вальсов» Штраусу и гениальному джазмену Гершвину — поднять скромные танцевальные и прикладные жанры народной музыки на уровень высокого профессионального искусства.
Он родился в провинциальном рыболовецком городке Мар-дель-Плата, то есть «Серебряное море», что в 400 км к югу от столицы Аргентины, в семье итальянских иммигрантов. Его детство, однако, прошло в Нью-Йорке, куда он потом не раз возвращался в поисках работы и новых музыкальных впечатлений. Здесь он начал заниматься музыкой с одним из учеников Рахманинова, а также встретил своего кумира, актера и певца, короля песенного танго Карлоса Гарделя, с которым снялся в одном из его последних фильмов. Вскоре после этого знаменитый «тангейро» погиб в авиакатастрофе, но успел благословить своего юного соотечественника на дальнейшие творческие свершения. Впоследствии Пьяццолла посвятит ему музыку к фильму «Гардель в изгнании», удостоенному французской премии «Сезар», в котором, кстати, снялась вдова Высоцкого Марина Влади. Другим музыкальным наставником молодого аргентинца в 1954 году становится знаменитая французская пианистка Надя Буланже, у которой учились также Копленд, Бернстайн, Баренбойм, Легран и многие другие известные музыканты. Но главный учитель композитора — это все же сама аргентинская столица Буэнос-Айрес (с испанского — «хороший, приятный воздух»), с ее насыщенной духовной атмосферой, куда он переезжает из родного города в конце 30-х годов. Здесь Пьяццолла берет уроки композиции у классика национальной композиторской школы Альберто Хинастеры, играет в различных танцевальных оркестрах, создает собственные ансамбли, делает оркестровки многочисленных танго — своих и чужих, ищет индивидуальный путь в музыке, получивший позже название «Tango nuevo» (Новое танго). Этот смелый и новаторский стиль вызывает резкую критику сторонников традиционного исполнительства, но маэстро продолжает работать, осваивает разные формы и жанры — симфонические, камерные, джазовые, включает их в собственные композиции, которые постоянно исполняет на концертах. Он — один из немногих современных музыкантов, сыгравший и записавший при жизни почти все свои сочинения.
С детства освоив национальный инструмент бандонеон — особую разновидность аккордеона, Пьяццолла не только часто солирует на нем, но и вводит его в состав обычного оркестра, что придает общему звучанию необыкновенную лиричность и проникновенность. Постепенно его музыка обретает широкую популярность. Особый восторг у публики вызывают его танго «Забвение» (Oblivion), «Прощай, Нонино» — памяти отца, и знаменитое «Либертанго», ставшее рекордсменом по количеству записей — их более 50-ти. Его исполняют сотни музыкантов, таких, как гитарист Эл Ди Меола, виолончелист Йо-Йо Ма, аккордеонист Петр Дранга, скрипач Гидон Кремер, оркестр «Виртуозы Москвы» и другие. Это произведение Роман Полански включил в свой фильм «Неистовый», где под эту музыку танцует Харрисон Форд. Ее часто используют мастера фигурного катания, в том числе мировые и олимпийские чемпионы. Всего композитором написано около тысячи различных произведений, преимущественно в жанре танго, в том числе оперетта «Мария из Буэнос-Айреса», цикл «Времена года», «Le Grand Tango», посвященное Ростроповичу, а также музыка к десяткам кинофильмов. В 1985 году он окончательно признается на родине национальным гением и получает звание почетного жителя Буэнос-Айреса. Пьяццолла умер в возрасте 71 года и похоронен на столичном кладбище Ла-Чакарита («Маленькая ферма»), где также нашли свое последнее пристанище его предшественник Карлос Гардель, знаменитая аргентинская певица и актриса Лолита Торрес и дважды президент страны Перон.
Текст — Анатолий Лысенков.
--------------------------------
«Великий Астор» — так звали и до сих пор зовут Пьяццоллу на его родине, в Аргентине. Музыкант и композитор, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго и представили его в современном одеянии, говорил: «Вся моя жизнь — танго. Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, — у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма», — так объяснял свою музыку композитор. Он обессмертил себя созданием многочисленных танго, нежных, страстных, обольстительных, драматичных…
А началось все давно… 11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата в семье итальянских эмигрантов родился мальчик, которого назвали Астором. Детство будущего композитора прошло в Нью-Йорке, куда отец вместе с семьей перебрался в надежде на более высокий заработок и более счастливую жизнь. Именно здесь мальчик начал осваивать бандонеон. Первым серьёзным учителем Астора был живший по соседству пианист, который познакомил мальчика с произведениями Баха. В 1937 году семья вернулась в Аргентину, и тут, конечно же, Пьяццолла увлёкся музыкой танго, которая в те годы буквально затопила эфир. Через два года юноша переехал в Буэнос-Айрес, надеясь найти место в одном из распространенных тогда orquestas tipicas, исполнявших традиционное танго. Благодаря прекрасному владению бандонеоном Пьяццолла довольно скоро был принят в прославленный оркестр Анибала Троило, играл в ночных увеселительных заведениях.
Но мечтал он тогда о другом — о серьёзном классическом образовании. После ночной работы он через весь город спешил на лекции по композиции Альберто Хинастеры, которому вскоре суждено было стать классиком ХХ столетия. Эта крепкая теоретическая выучка очень помогла Пьяццолле в его аранжировках популярной музыки и в собственных композициях. К началу 1950-х годов композитор уже выработал свой стиль, однако никак не мог определиться: танго или классика? Он сочинял и то, и другое, исполнял танго и произведения Бартока и Стравинского. Однако судьба его уже была предрешена. В 1954 году Астор выиграл стипендию на обучение в Париже в классе композиции знаменитой Нади Буланже. Он учился у неё неполные полгода, но именно благодаря Наде выбор был сделан. Говорят, что Буланже, критикуя сочинения своего ученика, заинтересовалась его предыдущими опусами. Молодой композитор нехотя признался, что много лет занимался аранжировкой танго и что первым его инструментом было не фортепиано, а бандонеон. Буланже попросила исполнить одно из написанных им танго, а когда он закончил, воскликнула: «Вот настоящий Пьяццолла! Вам нельзя это бросать!»
С этой поры музыкант целиком посвятил себя танго и больше никогда ему не изменял, хотя это было непросто. Ведь Пьяццолла, как любая творческая натура, слышал и писал танго по-своему, привнося в него элементы классики, джаза, авангарда, собственного настроения. Это нашло понимание не сразу, особенно на родине композитора. Как жаловался сам Пьяццолла, «в Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго — вещь неприкосновенная». И всё-таки композитора признали и на родине. В 1985 году ему присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса, к тому времени Пьяццолла быть весьма знаменит и в Европе, и в США. Жаль, что своим триумфом на родине Астору Пьяццолле пришлось радоваться недолго. В 1990 году он перенёс сильнейший инсульт и спустя два года скончался…
А весь мир продолжает наслаждаться его музыкой…