Пьявко Владислав Иванович

04.02.1941 – 06.10.2020
Пьявко Владислав Иванович
Он обладал прекрасным голосом и яркой внешностью. Перед ним не могли устоять ни поклонницы, ни правящие особы. Ему были подвластны самые трудные оперные партии.
Коренной сибиряк, уроженец Красноярска, он прошел трудный и долгий путь к славе, начав его в таежной глубинке и в заполярном Норильске, потом отслужив в армии офицером-артиллеристом, и стал в итоге солистом Большого театра и народным артистом СССР. Из отпущенных ему почти 80-ти лет жизни ровно половину он был мужем знаменитой российской примадонны Ирины Архиповой. Их неизбежная встреча была, видимо, предрешена на небесах, когда 18- летний защитник Родины, покинув свою воинскую часть, случайно попадает на первый же московский спектакль итальянского звездного тенора Марио дель Монако, приехавшего в нашу страну с гастролями. Попасть туда было практически невозможно даже самым опытным столичным меломанам, не говоря уже о приезжем провинциале. Но ему повезло найти лишний билетик! Замечательное исполнение оперы Бизе «Кармен» знаменитым иностранцем и советской певицей Архиповой стало событием в музыкальном мире и произвело неизгладимое впечатление на выпускника артиллерийского училища, который сам давно пел, и, но только в казарме и на армейском плацу. И вот теперь пушки умолкли и заговорили музы — его путь определился окончательно.
Пьявко Владислав Иванович
Выйдя «на гражданку», Пьявко поступает в московский театральный институт ГИТИС, где получает вокальное и режиссерское образование. А закончив вуз в 1965 году, проходит конкурс в Большой театр, попав туда в числе 6-ти счастливцев из 300 претендентов. 25-летний стажер сразу же обращает на себя внимание ведущих примадонн прославленной труппы — Вишневской и Архиповой, спорящих за право петь с ним в одном спектакле. Сначала побеждает первая, пригласив его на роль Пинкертона в опере Пуччини «Чио-чио- сан», где сама выступает в образе мадам Баттерфляй. Но затем вторая берет убедительный реванш в «Мазепе» Чайковского, в которой поет партию жены Кочубея, а он — казака Андрея. И далее они уже не расстаются ни на сцене («Борис Годунов» — Мнишек и Самозванец, «Хованщина» — Марфа и молодой Хованский, «Кармен» — цыганка и Хозе), ни в жизни. Молодой солист резко отличается от большинства хрупких и нежных оперных теноров своим мощным темпераментом и подчеркнутой брутальностью. У него сильный и яркий голос, в котором, возможно, не хватает сладкой тембровой гладкости, зато в избытке лирической чувственности и эмоционально-драматического напора. По выражению одного из критиков, Пьявко поёт всегда, как в последний раз. Однажды на его гастролях в Аргентине супруга президента Перона Исабель — чуть не теряет сознание на спектакле русского тенора.
Для выражения своих пылких личных переживаний ему уже недостаточно одной только оперной сцены. Он пишет сценарий автобиографического фильма «Ты мой восторг, мое мученье», где играет начинающего талантливого певца, покоряющего музыкальный Олимп. Названием картины стали слова из популярнейшей «арии с цветком» его любимого героя Хозе. Имя главного героя Николая Бахина актер заимствует у своего отчима, заменившего ему погибшего отца, которого сам Пьявко никогда не видел, а роль своей вокальной наставницы, условной Ирины Архиповой, поручает кинозвезде Ирине Скобцевой, к тому же обе они по отчеству — Константиновны! В 1983 году Пьявко получает звание народного артиста СССР и готов к новым творческим победам. Очередной этап в его блестящей карьере — труднейшая вокальная партия в опере Масканьи «Гульельмо Ратклифф», которая до него исполнялась лишь трижды. Он становится четвертым и получает за это золотую именную итальянскую медаль. Помимо артистических успехов, певец ведет большую общественную работу, участвует в проведении многих конкурсов и фестивалей, возглавляет различные музыкальные общества и организации, преподает, пишет книги и стихи. Овдовев, он по собственному проекту ставит памятник своей великой супруге на Новодевичьем кладбище в Москве, где изображает себя, кладущего цветы к фигуре жены. Таким образом, после его внезапного ухода к ней, на их могиле практически не надо было ничего добавлять, кроме надписи.
Пьявко до последних дней сохранял отличную творческую и физическую форму, регулярно выходил на сцену. Последним его публичным выступлением за неделю до смерти стало участие в фестивале «Алябьевская осень» в Тюмени, где он исполнил один из своих коронных номеров, песню неаполитанского композитора Энрико Каннио «Влюбленный солдат», и это глубоко символично. Ведь бывший воин всегда оставался влюбленным в Жизнь, Музыку и Любовь.
Текст — Анатолий Лысенков.
----------------
Его исполнение ведущих партий тенорового репертуара на сцене Государственного академического Большого театра относится к числу наиболее запоминающихся страниц истории прославленной сцены. Выступления на зарубежных площадках, где в числе его партнёрш были такие звёзды мировой оперной сцены, как Димитрова, Кабайванска, Томова-Синтова, Линдхольм, Токоди немало способствовали утверждению международного престижа отечественной вокальной школы и оперного исполнительства. Мировой сенсацией стало исполнение Пьявко сложнейшей заглавной партии в опере Масканьи «Гульельмо Ратклифф» в оперном театре итальянского Ливорно. Эта партия считается одной из самых сложных — за более чем сто лет с момента написания оперы российский тенор стал лишь четвёртым исполнителем партии Гульельмо, за что был удостоен именной золотой медали.
С участием Владислава Иванович записаны оперы, составляющие основной пласт русского оперного репертуара, такие, как «Борис Годунов» (авторская редакция) и «Хованщина» Мусоргского, «Мазепа» и «Орлеанская дева» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Запись «Хованщины» удостоена приза Французской академии грамзаписи. Запись оперы Родиона Щедрина «Мёртвые души», в которой Пьявко исполнил партию Ноздрёва, также получила высокую оценку мировой музыкальной критики и была удостоена приза Critic Choice (Англия).
Концертный репертуар артиста включал более 500 произведений камерного вокального жанра, а также партии в вокально-симфонических произведениях крупных форм. Пьявко был одним из лучших интерпретаторов вокальной музыки Георгия Свиридова, первым исполнителем сложнейшего произведения композитора — вокальной поэмы на стихи Есенина «Отчалившая Русь».
Владислав Пьявко — соавтор сценария и один из режиссёров художественного музыкального фильма «Ты мой восторг, моё мученье…», в котором он также исполнил главную роль. Автор книги «Тенор. Из хроники прожитых жизней» и большого количества стихотворений. На протяжении всей творческой карьеры певец много и активно выступал в России как в спектаклях оперных театров российских городов, так и с сольными концертными программами.