«Я не принадлежу к музыкантам-кубистам, еще менее — к футуристам, и уж конечно не к импрессионистам. Я музыкант без ярлыков», — говорил о себе Франсис Пуленк. 7 января исполняется 120 лет со дня рождения композитора, пианиста, критика, одного из самых ярких представителей музыкальной Франции прошлого столетия.
Франсис Пуленк родился в семье крупного промышленника. Любовь к музыке маленькому Франсису передала мать — прекрасная пианистка. В доме всегда звучала музыка Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта и Грига. Когда малышу Франсису исполнилось два года, мальчик получил в подарок свой первый музыкальный инструмент— маленькое игрушечное пианино. Он называл его «моё до, ре, ми».
Впоследствии юный гений проводит за фортепиано каждую свободную минуту, и даже пробует сочинять музыку. «Зимний путь» — вокальный цикл Шуберта, ноты которого Франсис случайно купил в детстве, становится главным вдохновением на долгие годы. Уже в юности Пуленк принимает решение посвятить свою жизнь музыке. Однако у его отца на этот счёт свои планы. Он определяет сына в один из лучших парижских лицеев для получения степени бакалавра. С трудом осваивая основные предметы, Франсис берёт уроки у пианиста-виртуоза Рикардо Виньеса. Мастер, сразу увидевший в будущем композиторе огромный талант, с большим энтузиазмом занимается с юношей, а также знакомит ученика с Эриком Сати и Жоржем Ориком. В дальнейшем — это близкие друзья Франсиса.
Поступлению в консерваторию помешала война — Франсиса Пуленка призвали в армию. Но даже будучи солдатом, он продолжает писать музыку. Старенькое фортепиано на острове Сен-Мартен помогло сочинить Пуленку «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже — «Три пасторали». «Негритянская рапсодия» — произведение для баритона, принесло в конце 1917 года первый успех. На следующий день после премьеры весь музыкальный Париж говорил о молодом талантливом композиторе. Позже родилась знаменитая «шестёрка», в которую вошли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Жорж Орик и Франсис Пуленк. Музыканты представляли новое модное течение — независимое эстетическое содружество.
Балет «Лани» Франсиса Пуленка — именно здесь проявились зрелость и творческая индивидуальность композитора. Он написал сочинение по заказу Дягилева для труппы «Русских сезонов». «Значение этой музыки непреходящее, время её не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность», — писал Мийо в своей восторженной статье после премьеры.
Известно также о многолетней дружбе Франсиса Пуленка со Стравинским. «Звучание музыки Стравинского было чем-то столь новым для меня, что впоследствии я часто задумывался и спрашивал себя: «Ну, хорошо, а если бы Стравинского не было, стал бы я писать музыку?» — признавался Пуленк. Несмотря на редкие встречи, их дружба продлилась около 40 лет.
Музыка Пуленка популярна и во Франции, и далеко за её пределами. Наверно потому, что в этих мелодиях сочетаются обезоруживающая простота, тонкость и психологическая глубина. «Моя музыка — это мой портрет», — часто любил повторять французский гений.
Текст: Марина Сёмина