![Пери Якопо](https://img.orpheus.ru/pwSddWUdcsskt4cfLqb8IOzZJM59i4SY9tO3OEBxq6I/resize:fill:514:514:1:0/crop:600:600:nowe:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xMjcvNi81M2VkZGJiOC5qcGc=.jpg)
Казус Якопо Пери
Якопо Пери вошёл в историю как автор первых опер. Казус заключается в том, что итальянец для своих сочинений в этом жанре использовал другие определения — «драма на музыке» и «сказка на музыке».
В извечном споре Рима и Флоренции за право называться культурной меккой наступает боевая ничья, когда речь заходит о Якопо Пери. Он родился в Вечном городе в 1561 году, а состоялся как творческая личность в центре Флорентийской республики, ныне столицы Тосканы. Именно здесь Пери постигает азы полифонии у музыкального гуру того времени Кристофано Мальвецци. Влиятельный наставник, служивший при дворе Медичи, безошибочно выделил талантливого Якопо среди множества своих подопечных. Юноша прекрасно играл на органе и обладал великолепным голосом: его теноровые рулады не оставляли равнодушными никого. Впрочем, Пери посчастливилось общаться с лучшими умами города и стать одним из членов Флорентийской камераты. Она собрала в свои ряды реформаторов от искусства, решивших поднять итальянскую музыку до древнегреческих высот.
![Пери Якопо](https://img.orpheus.ru/I61Pq7b56b0m6G7sTtv1hSjjmpos6ekYgyalZ8npiaA/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8yMjAvNTIvNTI2ZmI1YzguanBn.jpg)
Венцом деятельности кружка стала опера. На реализацию поисков новых музыкальных смыслов ушло больше 20 лет. Якопо Пери трудился не покладая рук — он сочинил приличное количество мадригалов, вокальных пьес, прежде чем написать два опуса, обессмертивших его имя. В 1592 году из-под пера композитора появляется произведение «Дафна», но ноты, увы, не сохранились.
Впрочем, если верить дотошным исследователям творчества мастера, мы мало что потеряли. В партитуре не было привычных красивых арий, а преобладали речитативы secco, сдобренные «нехитрыми» мелодиями. Акцент делался на авторских стихах, обращённым к «живым» чувствам, раздвигающим эмоциональные рамки доминирующих тогда в музыке церковных канонических текстов. Пери быстро отказался от примитивной реконструкции древнегреческой драмы и интуитивно двигался к созданию абсолютно нового жанра. Внутренний голос, а также прекрасные вокальные данные привели его к формату, ставшему впоследствии основой оперы — сольному пению с инструментальным сопровождением.
![Пери Якопо](https://img.orpheus.ru/vuZTE_a60Is62CMoaVlhLOB_U7tLlgVuoocBbo2CXWE/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8yMjAvNDYvZDY4MDAyYTguanBn.jpg)
К 1600 году маэстро созрел для написания музыкального полотна под названием «Эвридика». Оно впервые прозвучало на празднествах по случаю бракосочетания Марии Медичи с французским королем Генрихом IV. Спектакль имел грандиозный успех во многом благодаря личному участию в нём самого Пери — он предстал в роли Орфея. Маэстро не только виртуозно пел, аккомпанируя себе, но и в декламациях был хорош как драматический актёр. Его импозантная внешность приводила публику в восторг — за золотисто-рыжую шевелюру Пери прозвали «Il Zazzerino» — «Длинноволосик».
Современники не скупились не похвалы в адрес своего кумира. «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца; и вся Италия изумлялась его нежной и сердечной манере, его произведениям для одного голоса. Но я кладу печать молчания на свои уста, бросаю перо, чтобы не потонуть в океане его достоинств. Скажу одно только: он был приятнейшим в пении и искусным в композиции в этом новом стиле; был он также восхитительным мастером в искусстве игры на клавишных инструментах и в аккомпанементе пению в средних голосах, единственным и исключительным», — признаётся один из фанатов композитора.
![Пери Якопо](https://img.orpheus.ru/8nEVt4PUwD-CLCbDJOOh8c5Qc33DU4Y5EPNFqYi4QjQ/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8yMjAvNDkvYTUwMGY1NzAuanBn.jpg)
В этом эмоциональном месседже можно найти красноречивый ответ на вопрос о том, почему именно Пери выпала великая миссия стать родоначальником оперы. Ему «на пятки» наступал ещё один уникум итальянских кровей Клаудио Монтеверди. Но разве мог его «Орфей» в 1607 году появиться на свет без «Эвридики» Якопо Пери?
Текст: Ирина Столярова
Якопо Пери учился музыке у Кристофано Мальвецци во Флоренции. Работал певцом и органистом в местных церквях. Впоследствии служил при дворе Медичи, сначала певцом (тенор), позже придворным композитором. Его первыми сочинениями стали пьесы и мадригалы.
В 1590-х годах Пери познакомился с Якопо Корси, главным покровителем музыки во Флоренции. Вместе они признавали, что современное искусство уступает классическим сочинениям греческой и римской культуры. Они решили попробовать воссоздать греческую трагедию, как они её понимали. Их работа продолжила работу Флорентийской камераты предыдущего десятилетия. Они экспериментировали с «монодией», что привело к появлению арии и речитатива. Пери и Корси пригласили поэта Оттавио Ринуччини написать либретто. Их совместное творение «Дафна» традиционно признают первой оперой. Это произведение было поставлено во время карнавала 1597-98 гг в Венеции.
Ринуччини и Пери вместе работали и над следующей оперой «Эвридикой», премьера которой состоялась 6 октября 1600 года в Венеции. В сочинении использованы речитатив, который вместе с ариями и хорами служили развитию действия.
Впоследствии Пери написал (в том числе в сотрудничестве с флорентийским композитором Марко да Гальяно) ещё пять опер, а также сочинения в других жанрах, приуроченные к разным событиям придворной жизни. Несмотря на то, что на момент смерти композитора его оперный стиль выглядел довольно старомодным в сравнении с работами младшего поколения композиторов (например, Клаудио Монтеверди), влияние творчества Пери на становление жанра оперы несомненно.