Казус Якопо Пери
Якопо Пери вошёл в историю как автор первых опер. Казус заключается в том, что итальянец для своих сочинений в этом жанре использовал другие определения — «драма на музыке» и «сказка на музыке».
В извечном споре Рима и Флоренции за право называться культурной меккой наступает боевая ничья, когда речь заходит о Якопо Пери. Он родился в Вечном городе в 1561 году, а состоялся как творческая личность в центре Флорентийской республики, ныне столицы Тосканы. Именно здесь Пери постигает азы полифонии у музыкального гуру того времени Кристофано Мальвецци. Влиятельный наставник, служивший при дворе Медичи, безошибочно выделил талантливого Якопо среди множества своих подопечных. Юноша прекрасно играл на органе и обладал великолепным голосом: его теноровые рулады не оставляли равнодушными никого. Впрочем, Пери посчастливилось общаться с лучшими умами города и стать одним из членов Флорентийской камераты. Она собрала в свои ряды реформаторов от искусства, решивших поднять итальянскую музыку до древнегреческих высот.
Венцом деятельности кружка стала опера. На реализацию поисков новых музыкальных смыслов ушло больше 20 лет. Якопо Пери трудился не покладая рук — он сочинил приличное количество мадригалов, вокальных пьес, прежде чем написать два опуса, обессмертивших его имя. В 1592 году из-под пера композитора появляется произведение «Дафна», но ноты, увы, не сохранились.
Впрочем, если верить дотошным исследователям творчества мастера, мы мало что потеряли. В партитуре не было привычных красивых арий, а преобладали речитативы secco, сдобренные «нехитрыми» мелодиями. Акцент делался на авторских стихах, обращённым к «живым» чувствам, раздвигающим эмоциональные рамки доминирующих тогда в музыке церковных канонических текстов. Пери быстро отказался от примитивной реконструкции древнегреческой драмы и интуитивно двигался к созданию абсолютно нового жанра. Внутренний голос, а также прекрасные вокальные данные привели его к формату, ставшему впоследствии основой оперы — сольному пению с инструментальным сопровождением.
К 1600 году маэстро созрел для написания музыкального полотна под названием «Эвридика». Оно впервые прозвучало на празднествах по случаю бракосочетания Марии Медичи с французским королем Генрихом IV. Спектакль имел грандиозный успех во многом благодаря личному участию в нём самого Пери — он предстал в роли Орфея. Маэстро не только виртуозно пел, аккомпанируя себе, но и в декламациях был хорош как драматический актёр. Его импозантная внешность приводила публику в восторг — за золотисто-рыжую шевелюру Пери прозвали «Il Zazzerino» — «Длинноволосик».
Современники не скупились не похвалы в адрес своего кумира. «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца; и вся Италия изумлялась его нежной и сердечной манере, его произведениям для одного голоса. Но я кладу печать молчания на свои уста, бросаю перо, чтобы не потонуть в океане его достоинств. Скажу одно только: он был приятнейшим в пении и искусным в композиции в этом новом стиле; был он также восхитительным мастером в искусстве игры на клавишных инструментах и в аккомпанементе пению в средних голосах, единственным и исключительным», — признаётся один из фанатов композитора.
В этом эмоциональном месседже можно найти красноречивый ответ на вопрос о том, почему именно Пери выпала великая миссия стать родоначальником оперы. Ему «на пятки» наступал ещё один уникум итальянских кровей Клаудио Монтеверди. Но разве мог его «Орфей» в 1607 году появиться на свет без «Эвридики» Якопо Пери?
Текст: Ирина Столярова
Якопо Пери учился музыке у Кристофано Мальвецци во Флоренции. Работал певцом и органистом в местных церквях. Впоследствии служил при дворе Медичи, сначала певцом (тенор), позже придворным композитором. Его первыми сочинениями стали пьесы и мадригалы.
В 1590-х годах Пери познакомился с Якопо Корси, главным покровителем музыки во Флоренции. Вместе они признавали, что современное искусство уступает классическим сочинениям греческой и римской культуры. Они решили попробовать воссоздать греческую трагедию, как они её понимали. Их работа продолжила работу Флорентийской камераты предыдущего десятилетия. Они экспериментировали с «монодией», что привело к появлению арии и речитатива. Пери и Корси пригласили поэта Оттавио Ринуччини написать либретто. Их совместное творение «Дафна» традиционно признают первой оперой. Это произведение было поставлено во время карнавала 1597-98 гг в Венеции.
Ринуччини и Пери вместе работали и над следующей оперой «Эвридикой», премьера которой состоялась 6 октября 1600 года в Венеции. В сочинении использованы речитатив, который вместе с ариями и хорами служили развитию действия.
Впоследствии Пери написал (в том числе в сотрудничестве с флорентийским композитором Марко да Гальяно) ещё пять опер, а также сочинения в других жанрах, приуроченные к разным событиям придворной жизни. Несмотря на то, что на момент смерти композитора его оперный стиль выглядел довольно старомодным в сравнении с работами младшего поколения композиторов (например, Клаудио Монтеверди), влияние творчества Пери на становление жанра оперы несомненно.