Пачини Джованни

Pacini Giovanni

17.02.1796 – 06.12.1867
Пачини Джованни
Он написал за свою жизнь свыше 70 опер — больше, чем кто-либо из его современников. Они шли на всех сценах Италии и других стран, но так и не пережили своего создателя.
Пачини Джованни
Вообще в Италии было много композиторов со схожими фамилиями — Пиччини, Пиччони, Паппини, Каччини, Пуччини, — и каждый оставил большой след в музыкальном искусстве, особенно последний из них. Но Пачини все же стоит особняком. Его оперные произведения были очень востребованы при жизни автора и ставились на лучших сценах страны — в Риме, Милане, Неаполе, Флоренции и т. д. В течение полувека он ежегодно писал новые оперы и стал рекордсменом по их количеству среди своих коллег. При этом ему удавалось довольно долго выдерживать конкуренцию с такими великими современниками, как Россини, Беллини, Доницетти, Меркаданте, и в то же время реально осознавать пределы собственных возможностей. Так, слушая их шедевры, он не раз хотел расстаться с искусством, но всегда находил в себе силы вернуться к работе. И лишь появление гениального Верди окончательно расставило все по своим местам, четко обозначив художественные приоритеты. Выяснилось, что музыке Пачини, при всей ее красоте, мелодичности, эмоциональности и отточенности, порой не хватало убедительности, доходчивости и самой обычной популярности. Ему так и не удалось создать ни одной яркой, хитовой темы или мелодии, не говоря уже о целой опере, которая бы сразу ассоциировалась именно с ним и стала бы символом его творчества. Зато у него были многие другие достоинства, не только музыкальные, которые и помогли сохранить в истории память о нем.
Пачини родился в городе Катания на Сицилии на 5 лет раньше своего именитого земляка, будущего классика бельканто, Винченцо Беллини. Его музыкальная семья происходила из Тосканы, что на противоположном, северном конце Италии, куда он впоследствии и вернется. С детства получив прекрасное образование в Риме, Болонье и Венеции у разных педагогов, юноша уже в 17 лет обращается к самому популярному национальному жанру — оперному и отдает ему все силы. Вначале он пишет комические оперы, как и его кумир Россини, но вскоре расширяет свою палитру, создавая более серьезные драматические произведения, в том числе и исторические. При этом его не особо заботит выбор тем и сюжетов, которые далеко не всегда отличаются свежестью и оригинальностью. Многие из них использовались другими авторами как до, так и после него — от Генделя и Моцарта до Керубини и Массне. Это «Сафо», «Медея», «Александр в Индии», «Цезарь в Египте», «Каменный гость», «Жанна Дарк» и др. Композитор, часто ограниченный жесткими условиями контракта, мог буквально за месяц, а то и еще быстрее, сочинить целую оперу практически на любой текст. Главное — успеть к сроку премьеры, для чего важно не столько вдохновение, сколько мастерство и профессионализм, чем в должной мере обладал и сам Пачини, и его главные конкуренты, особенно Доницетти. Но, к счастью, ему все-таки выпал один счастливый шанс создать нечто принципиально новое.
В ноябре 1825 года, всего за месяц до восстания декабристов в далеком Санкт-Петербурге, композитор пишет свою самую необычную оперу «Последний день Помпеи» о гибели античного города при извержении Везувия. Яркая драматическая музыка этого спектакля в сочетании с красочной постановкой привлекает к себе внимание его русских друзей, живших тогда в Италии — художника Брюллова и его покровительницы, графини Самойловой. Позже она возьмет на воспитание двух дочерей овдовевшего итальянского музыканта, Брюллов же создаст на ту же историческую тему одно из своих лучших живописных полотен, где изобразит и саму красавицу-графиню, и даже самого себя. А Пачини с тех пор входит в число ведущих оперных творцов Италии, заменив уехавшего в Париж Россини, и становится главным предшественником следующего музыкального лидера страны — Джузеппе Верди. Но и после появления романтических шедевров последнего — «Трубадура», «Травиаты», «Риголетто», «Набукко» и других, композитор, верный своим прежним принципам, продолжает писать собственные оперы, но достичь былого успеха уже не сможет. Он создает также симфонические и хоровые произведения, в том числе Реквием памяти Беллини — своего земляка, открывает музыкальную школу в Виареджо — на родине своих тосканских предков, пишет несколько теоретических трудов о музыке и мемуары с воспоминаниями о себе и своих великих современниках.
Пачини умер на 71-м году жизни в тосканском городе Пеше и похоронен там в церкви Св. Бартоломея. Сейчас его богатое наследие вновь возрождается, правда, звучит оно, в основном, на пластинках и концертной эстраде, а не в музыкальном театре, который он так любил.
Текст — Анатолий Лысенков.
--------------------------
Джованни Пачини — итальянский композитор. Долгое время был известен в Италии под именем Pacini di Roma, вероятно, потому, что первоначальное музыкальное образование получил в Риме. Писал сначала духовную музыку, затем оперы (более семидесяти).
Из опер лучшей считается «Adelaide e Comingio», она была исполнена в 1817 году.
Пачини был очень плодовитым композитором, он писал для разных итальянских театров по две-три оперы в год. До утверждения опер Верди, в репертуаре театров Пачини наряду с С. Меркаданте был одним из популярнейших итальянских оперных композиторов. Его произведения исполнялись в оперных театрах Италии: Ла Скала (Милан), Театр Сан-Карло (Неаполь), Ла Фениче (Венеция) и других, а также в Бразилии и Франции. Лучшими операми Пачини считаются «Сафо», «Медея», «Царица Кипра», «Никколо де Лапи»; большой успех при жизни композитора имели также оперы «Цезарь в Египте», «Ниобея» и некоторые др. Вместе с Россини Пачини написал оперу «Коррадин». Пачини писал ещё квартеты для струнных инструментов, кантаты, гимны, реквиемы, хоры и другие произведения; ему принадлежат также несколько теоретических трудов, в том числе, несколько учебников.
В 1835 году Пачини организовал музыкальную школу в Виареджо, переведённую затем в Лукку.
Его автобиография вышла в свет под заглавием «Le Mie Memorie artistiche» (Флоренция, 1865). После смерти Пачини издано продолжение этой автобиографии (Рим, 1872).