Хитмейкер, без которой нам не жить…
«Команда молодости нашей», «Как молоды мы были», «Главное, ребята, сердцем не стареть». Трудно поверить, что создатель этих молодежных по духу произведений, хрупкая маленькая женщина с юношеским ростом всего в полтора метра. Александра Николаевна автор более 400 прекрасных песен и многих других сочинений.
Война и революция, покорение космоса и могучих сибирских рек, геологи и подводники, летчики и спортсмены — всё это темы и герои творчества достойной продолжательницы традиций Дунаевского, Новикова, Блантера, Хренникова, братьев Покрасс и других наших песенных классиков.
Уроженка Сталинграда, здесь она делает свои первые музыкальные шаги, начав играть на фортепиано уже с 3 лет. Но учебу на этом инструменте прерывает наступление фашистов, стремившихся захватить советскую цитадель на Волге, и девочку эвакуируют сначала в Казахстан, а затем в Москву, где она поступает в Центральную музыкальную школу. Сохранились уникальные кинокадры того военного времени, где 14-летняя Аля играет на рояле одну из своих ранних пьес. Затем следует поступление в Московскую консерваторию к знаменитому профессору Шебалину, только что уволенному с поста ректора в связи с постановлением 1948 года о борьбе с формализмом. У него студентка, а затем и аспирантка получает хорошую прививку от пустых экспериментов и совершенствует свой талант в создании простой, понятной и мелодичной музыки, доступной самому широкому слушателю. Об этом свидетельствуют как ее академические сочинения 50-х годов «Русская сюита», Концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», так и первые песни «Комсомольцы, добровольцы», «Старый клен», «Девчата», «Куба — любовь моя», «Усть-Илим».
В 1956 году Пахмутова знакомится с начинающим поэтом Николаем Добронравовым, работавшим в соавторстве с Сергеем Гребенниковым, и выходит за него замуж, вдохновляя его на сочинение собственных оригинальных стихов. Вместе они создают множество замечательных творений, ставших хитами советского песенного искусства «Знаете, каким он парнем был», посвященную Юрию Гагарину; «Мелодию» для Муслима Магомаева, «Надежду», ставшую визитной карточкой Анны Герман; «Нежность», вошедшую в фильм «3 тополя на Плющихе», «Беловежскую пущу» и «Белоруссию» для «Песняров», «И вновь продолжается бой» и «Орлята учатся летать» для детского хора Попова, «Как мо́лоды мы были» из фильма «Моя любовь на 3 курсе», хорошо известную в исполнении Александра Градского, «Я не могу иначе» для Валентины Толкуновой, «До свиданья, Москва» для закрытия московской Олимпиады-80, и этот список можно долго продолжать.
Анатолий Лысенков