Первая биография Паизиелло — одна из его немногих подробных жизнеописаний, вышла в Петербурге, в 1818 году под названием «Жизнь кавалера Дон Жуана Паизиелло, знаменитого сочинителя музыки». Завсегдатай петербургских салонов, князь Белосельский писал о нём так: «Нетерпеливый от гения, который его терзает, он иногда делает эскизы, в то время, когда надо рисовать. Он не всегда имеет время для усовершенствования, он неровен. Его стиль одновременно живой и нежный, оборот мысли и фраз всегда непредвиденный, заставляет рассматривать его, как одного из самых возвышенных оригиналов. Он сочинил несколько трагедий, но преобладает и первенствует, главным образом, в комическом жанре. Трудно было бы объединить больше контрапункта с большим количеством пения, больше свободы, тонкости, нежности с большей энергией, теплом и радостью. Я бы хотел назвать его сыном грации, к которой приближался сатир».
Начальное музыкальное образование он получил в школе иезуитов родного города Таранто. Затем, уже в Неаполе, юноша учится в консерватории у Франческо Дуранте — известного оперного композитора, наставника Перголези и Пиччинни. Однако творческую деятельность Паизиелло начинает с сочинения церковной музыки. А после того, как оперный театр в Болонье заказал ему оперу «Воспитанница», хорошо принятую зрителями, Паизиелло пишет для Болоньи по несколько опер в год. Однако подлинная слава пришла к нему после переезда в Неаполь. Здесь были поставлены оперы «Лжекнягиня», «Китайский идол» и «Дон-Кихот».
В 1776 году Паизиелло был приглашён в Петербург дирижёром и инспектором итальянской оперы вместо Манфредини. Жизнь в Северной столице, по-видимому, действовала вдохновляюще на гений великого итальянца. Паизиелло много работал. Помимо должности капельмейстера придворного оркестра, в его обязанности входило обучать игре на клавесине княгиню, будущую императрицу Марию Фёдоровну. Ей он посвятил «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине», изданные в Петербурге на итальянском языке. Среди его сочинений в этот период — оперы «Жители луны», «Ахиллес на острове Схироc», «Служанка-госпожа». Именно здесь Паизиелло сочинил признанный во всём мире шедевр комической музыки — оперу-буфф «Севильский цирюльник». В петербургских духовных концертах исполнялась оратория Паизиелло «Страсти Христовы».
Возвратившись в Неаполь, Паизиелло занял должность дирижера придворной капеллы. В эти годы были поставлены впервые в Неаполе его лучшие оперы — «Прекрасная мельничиха», «Нина, или Сумасшедшая от любви», «Цыгане на ярмарке». В 1799 году из-за сочувствия к революционному восстанию в Неаполе Паизиелло пришлось покинуть город.
Тем временем из Парижа пришло заманчивое приглашение — возглавить придворную капеллу Наполеона. Паизиелло переезжает в Париж. Для коронации Наполеона он пишет мессу и Те Deum. Однако его пребывание во Франции не было продолжительным. Равнодушно встреченный французской публикой, он уже в 1803 году возвращается на родину. Последние годы композитор живет замкнуто, уединенно, сохраняя связи лишь с самыми близкими друзьями.
В общей сложности композитор создал 148 опер, кантаты, симфонии, квартеты, рондо и духовные сочинения.
Текст — Татьяна Тимофеева