Царскосельский вундеркинд
Владимир Михайлович Дешевов — один из первых авторов опер и балетов на советские темы. Почти вся жизнь музыканта связана с Петербургом-Ленинградом, где Владимир Михайлович родился и умер. Детство и юность он провёл в Царском селе, тесно общаясь с местной интеллигенцией — Анненским, Гумилевым, Ахматовой. Здесь же студент Петербургской консерватории приобретает славу царскосельского вундеркинда, выступая как пианист на различных встречах и вечеринках. Вот красочное свидетельство очевидца его игры: «Маленький, подвижный, с чёрными горящими глазами, он подбегал к роялю и исторгал из него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения и патриотической гордости»…
Чувство патриотизма охватывает сына горного инженера в годы Первой мировой войны, которую он проводит в действующей армии. Начало мирной жизни застает его на юге России — на Украине и в Крыму, где Владимир Дешевов с энтузиазмом окунается в новую революционную действительность, создает Народную консерваторию в Севастополе, преподает.
Вернувшись в 1922 году в Петроград, Дешевов пишет музыкальные произведения на темы революции и Гражданской войны, преимущественно для театра — балет «Красный вихрь», оперы «Лёд и сталь», «Голодная степь» и другие, в которых пытается отразить бурные исторические события эпохи, передаёт ритмы и интонации, созвучные настроениям народных масс. «Уличный мелос волновал меня, я жадно и запойно слушал и воплощал его в различных образах и красках, пользуясь техническими приемами как академическими, так и вновь творимыми», — вспоминает Дешевов. Фортепианная пьеса «Рельсы» свидетельствует о внимании композитора к индустриальной тематике, что сближает его с представителями музыкального авангарда 20-х годов — Мосоловым, Рославцем, Половинкиным.
В 30-е годы обстановка в стране резко меняется. Начинается борьба с формализмом в искусстве, который воспринимается как буржуазный пережиток. Падает интерес к новаторским исканиям Дешевова. Его спектакли исчезают из репертуара театров, сочинения почти не исполняются. Но композитор продолжает работать, сочиняя музыку даже в блокадном Ленинграде. Он умер в 1955 году в возрасте 66 лет, почти полностью забытый. Интерес к его творчеству вновь возрождается лишь на рубеже 20 и 21 веков.
Текст: Анатолий Лысенков
Творец с лицом Шопена и сильной волей
Музыкант-вундеркинд, пионер советских балетов и опер, мужественный человек, переживший две войны и блокаду, личность, стойкостью которой восхищался Сергей Прокофьев, очарованный революцией и отвергнутый её последователями — композитор Владимир Дешевов родился 11 февраля 1889 года в Санкт-Петербурге.
Он вырос в музыкальной атмосфере. Отец — горный инженер, меломан, увлеченная пением мама, бабушка — пианистка. Когда мальчику исполнилось 9 лет, семья переехала в Царское Село. Перед Володей распахнула двери Царскосельская гимназия. Любимый педагог будущего композитора — поэт Иннокентий Анненский — прививает любовь к мелодике слова. Они вместе взахлеб читают Лермонтова, которому Дешевов посвящает первые опыты сочинительства. Позже, уже зрелым композитором, он напишет балет «Бэла» по роману «Герой нашего времени».
В лицее Володю называют музыкантом-вундеркиндом. Он благоговеет перед Шопеном и много играет его. Однокашник, в последующем историк искусства Эрих Голлербах, восторженно пишет: «Маленький, подвижной, с лицом Шопена, с черными горящими глазами, он подбегал к роялю и исторгал из него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения…» У юного виртуоза прекрасный круг общения — будущий искусствовед Николай Пунин, начинающие поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова. Романтически настроенный Дешевов адресует расцветающей Анне музыку. Дружба с Ахматовой продлится всю жизнь.
На творчество Дешевова сильно влияет Сергей Прокофьев. Они знакомятся подростками, вместе учатся в Петербургской консерватории, любят играть в четыре руки. В разлуке переписываются. Прокофьев называет друга быстрым, восторженным, приятным человеком. Спустя годы скажет, что Дешевов, один из немногих, кто позволяет себе жить по совести.
К началу Первой мировой Володя оканчивает консерваторию и уходит на фронт, где сражается все военные годы. После войны остаётся в России. Революционная стихия забрасывает его в Севастополь. Здесь, мечтая приобщить простых людей к искусству, он разрабатывает проект севастопольской Народной консерватории. Получает добро и возглавляет новое учебное заведение. Торжественное открытие состоится весной 1921 года. Но суровая реальность, голод и разруха не дадут мечте осуществиться. Осенью преподаватели и учащиеся разбегаются. Консерватория превращается в обычную музыкальную школу. Композитор уезжает в родной Петроград.
Вдохновлённый переменами много пишет, пытаясь передать атмосферу послереволюционных лет, звуки улицы, настроения масс. Из-под его пера выходят камерная и симфоническая музыка, сочинения для театра и кино. Сталинские репрессии катятся катком по культурной элите, делая творцов изгоями. Из театральных экспериментов Дешевова зрители увидели лишь балет «Красный вихрь» с пением, словами, акробатикой и первую пролетарскую оперу «Лед и сталь», главные герои которой Сталин и Троицкий. Премьеры холодно примут критики, заклеймя автора штампами «ошибочный» и «несвоевременный». Не встретит понимания и драматический спектакль по трагедии Софокла «Царь Эдип» с музыкой Дешевова.
Отдельным работам композитора повезло, они прорвались сквозь цензуру. Песенку из мультфильма «Почта» на слова Самуила Маршака, распевали взрослые и дети: «Под пальмами Бразилии, от зноя утомлен, шагает дон Базилио, бразильский почтальон…» В 1936 году Дешевов делает партитуру к спектаклю-долгожителю. Постановка ленинградского театра марионеток «Гулливер в стране лилипутов» не сходила со сцены полстолетия. Сегодня она воссоздана и идет в театре имени Деммени.
В Великую Отечественную Дешевов живет в блокадном Ленинграде. Проходя сквозь нечеловеческие испытания, продолжает учить студентов, пишет музыку. Прокофьев скажет о пережившем блокадный кошмар Дешевове: «Он все тот же хрупкий маленький с лицом Шопена и очень сильной волей».
После войны и до смерти в 1955 году Дешевов живет в уединении, создавая в затворничестве симфонические произведения. Пережив две войны, он ищет утешение в сказках, потому что «нашему хрупкому миру нужна доброта и нежность…», потому что «только в сказках правда и спасение…»
Сегодня, прорвавшись через забвение, творчество романтика и стоика Владимира Дешевова обретает свой голос. В Германии с большим успехом прошла, отвергнутая сталинскими цензорами, опера «Лед и сталь». Восстановлена музыка к спектаклю «Царь Эдип».
Интерес к незаслуженно забытым именам оживает и в нашей стране. Российский государственный музыкальный телерадиоцентр восстанавливает из архивов утерянные шедевры. В рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» на сценах и пластинках звучат сочинения Александра Мосолова, Леонида Половинкина, Николая Голованова. Знакомство с музыкой Владимира Дешевова и его современника Алексея Животова еще впереди. Весной 2022 года Симфонический оркестр радио «Орфей» исполнит её на фестивале «Энергия открытий».
Текст: Наталья Оганджанянц