Российский Россини
Он еще в молодости обрел огромную славу и успех благодаря киномузыке, но в последние 30 лет жизни вообще отказался от нее, как Россини от оперы. 29 мая исполняется 85 лет со дня рождения известного советско-российского композитора, дирижера и общественного деятеля Вячеслава Александровича Овчинникова.
Всеобщее признание пришло к нему необычайно рано, еще в студенческие годы. Первые же произведения студента консерватории пользуются неслыханным успехом и тут же исполняются ведущими музыкантами страны. За право работать с Овчинниковым борются лучшие отечественные режиссеры, а их фильмы с его саундтреками получают высшие международные награды.
Яркая самобытная музыка, довольно сложная по языку и при этом вполне доступная и понятная, действует на зрителей гипнотически и максимально точно передает происходящее на экране. Порой она даже явно усиливает и углубляет действие, раскрывая в нем новые неожиданные образы, не всегда предусмотренные самим режиссером. 35 фильмов за 30 лет — таков результат этой немыслимой гонки, завершившейся полным уходом композитора из кинематографа. Его он начинает считать теперь лишь особой формой шоу-бизнеса, мешающей настоящему творчеству, которому и отдает последние три десятилетия своей жизни, но прежнего успеха, увы, больше не достигает.
Точно так же в свое время поступил великий и «упоительный» России, перестав за 40 лет до своей кончины писать принесшие ему мировую славу оперы и посвятив оставшиеся годы, по его собственному выражению, «изысканной гастрономии», но сделав при этом два исключения для духовных шедевров — мессы и оратории. Основной причиной было, конечно же, то, что оба эти композитора успели сказать все, что могли, в избранных ими жанрах, но на Овчинникова еще сильно повлияла смерть матери, которая была его самым любимым человеком, первой обнаружившая его талант и отдавшая сына в музыкальную школу Воронежа, где жила их семья. Вместо 7-ми лет мальчик заканчивает ее за пять и поступает в Московское училище при консерватории, а затем и в нее саму по классам композиции и дирижирования.
Тогда же появляется его Первая симфония, поражающая необычайной зрелостью и высоким мастерством, хотя автору нет еще и двадцати. Ее премьера под управлением знаменитого дирижера Александра Гаука производит на публику эффект разорвавшейся бомбы, наподобие первых симфоний Прокофьева и Шостаковича. Такой же успех выпадает на увертюру «Фестиваль», открывшую в 1957 году Всемирный форум молодежи и студентов в Москве.
Одновременно юноша начинает сотрудничать с кино, что вскоре приносит ему оглушительный успех и всеобщее признание. Вслед за дебютной короткометражкой «Телеграмма» следует музыка к дипломным работам Андрея Тарковского («Каток и скрипка») и Андрея Кончаловского («Мальчик и голубь»), и оба будущих гения режиссуры оспаривают право работать с композитором. Сначала побеждает первый, чье «Иваново детство» получает «Золотого льва» в Венеции. Однако в их спор вмешивается третий участник — Сергей Бондарчук, доверяющий вчерашнему студенту озвучить свою киноэпопею «Война и мир». Эта грандиозная картина, на 5 лет приковавшая Овчинникова к «Мосфильму», где у него была даже собственная комната, приносит авторам американский «Оскар» — первый в истории советского кино. Начиная с этой ленты композитор сам дирижирует своей музыкой при ее записи и иногда даже участвует в монтаже звука и изображения.
Среди следующих его кинохитов, таких как «Андрей Рублев», «Дворянское гнездо», «Они сражались за родину» и других, выделяется создание музыки к немым шедеврам режиссера Александра Довженко «Земля», « Арсенал» и «Звенигора», которые благодаря ему обрели новую жизнь на экране. Получив известность в мире кино, Овчинников начинает выступать с концертами. Его дирижерский дебют в Колонном зале Москвы к 100-летию со дня рождения Рахманинова, где прозвучала его замечательная «Элегия» памяти великого русского музыканта, вызвал небывалый интерес публики, как и все дальнейшие выступления маэстро. Им записаны на пластинки десятки произведений русской и мировой классики на фирме « Мелодия» и многих иностранных лейблах.
Последние годы жизни Вячеслав Александрович посвящает общественной работе в «Советском комитете в защиту мира», «Обществе дружбы с зарубежными странами», и других организациях, а также участвует в жюри различных музыкальных конкурсов, в том числе Первого конкурса юных исполнителей своего имени, проходившем в его родном Воронеже.
Композитора не стало в начале 2019 года. Овчинников похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, где также покоятся дирижеры Фуат Мансуров и Вероника Дударова, композиторы Роман Леденев и Владимир Шаинский, певцы Юрий Мазурок и Валентина Левко, и другие известные российские музыканты.
Текст — Анатолий Лысенков