Парадоксальный Луиджи Ноно
Он был одним из лидеров авангарда, но при этом резко противопоставлял себя Штокхаузену, Булезу и Кейджу. Он декларировал свою веру в коммунизм и ненавидел сталинизм. Множество произведений он посвятил революционно-освободительной тематике, но никогда не писал массовых песен или какой-то легко доступной для восприятия музыки.
Луиджи Ноно родился в итальянской Венеции. Его семья была близка к искусству — среди близких родственников были художники и скульпторы. Музыке Луиджи учился в консерватории Венеции, его наставником был знаменитый итальянский композитор и музыковед Джан Франческо Малипьеро.
Во второй половине 1940-х Ноно знакомится с очень важными в его судьбе композиторами — немцем Карлхайнцем Штокхаузеном и французом Пьером Булезом. Эти трое авторов становятся главными представителями так называемой «Дармштадтской школы».
Луиджи Ноно буквально ворвался в европейскую музыку со своими оркестровыми «Каноническими вариациями на серию из ор. 41 Шёнберга». Произведение было исполнено в Дармштадте и вызвало, по словам Ноно, «неимоверный скандал» у публики.
В 1952 году Ноно вступает в коммунистическую партию Италии. Коммунистом он был весьма страстным — активно встречался с трудящимися, принимал участие в акциях и демонстрациях, и всё это он делал из собственных идейных побуждений. В одном из интервью 1969 года он даже говорит: «Смысл моей жизни — борьба против фашизма и империализма. Я лишь случайно стал музыкантом».
Первое сценическое сочинение зрелого Ноно называется Intolleranza (Нетерпимость) и это слово, пожалуй, может служить ключом для понимания личности композитора. В стандартный набор требований нашей политкорректной эпохи он просто никак не вмещается. Ноно всегда точно знал, против чего борется, что именно хочет преодолеть в музыке.
Затем последовали другие культовые произведения композитора. Опера «Под жарким солнцем любви» Ноно пишет в 1975 году. В СССР ее ставит Юрий Любимов в Театре на Таганке. Примечательна эта русская версия оперы была еще и участием в ней Владимира Высоцкого.
В 1980-х Ноно пишет оперу «Прометей, трагедия слышания». В этом сочинении композитор широко использует электронный синтез голосов и музыкальных инструментов. Позже он создаёт еще один мощный музыкальный опус «Нет дорог… есть потребность идти… Андрею Тарковскому».
Луиджи Ноно был великим максималистом и отличался субъективностью своих оценок. Он всегда был готов отменить исполнение своей пьесы, если не сходился в каких-то идейных вопросах с дирижером. На одной из творческих встреч на фестивале в Ленинграде в 1988 году он чуть ли не подрался со своим соотечественником Франко Маннино. Причиной была «буржуазность» и «соглашательство» Маннино (при этом оба композитора были членами Компартии Италии!). Или во время курсов молодых композиторов на вопрос о том, как сегодня молодой художник может начать делать карьеру, Ноно в качестве протеста безмолвно лег спиной на пол, широко распластав руки, и так лежал молча несколько минут. Это был парадоксальный, но исчерпывающий ответ.