Его с полным правом можно назвать покорителем вершин музыкального Олимпа: Риккардо Мути много лет был главным дирижером миланского театра «Ла Скала», его имя можно увидеть на афишах других ведущих театров и оркестров мира.
Дирижирование часто называют загадочной профессией, граничащей с гипнозом. И даже беглого знакомства с Риккардо Мути на эстраде достаточно будет, чтобы признать, что он — прирожденный дирижер.
Вот что можно прочитать в одной из статей: «Весь его облик несет с собой нечто гипнотическое, завораживающее: и пронзительный взгляд светлокоричневых глаз, и властные, сдержанные жесты, и — на репетиции — точно продуманные скупые комментарии. За этим „имиджем“ кроются железный характер, способный подавать пример дисциплинированности, решимость в достижении поставленной цели. И еще, — неутомимость в служении ремеслу, способность репетировать до бесконечности».
Риккардо Мути встал за дирижерский пульт в 1966-м году, успешно исполнив со студенческим оркестром Консерватории Неаполя три концертные программы. Но он еще не был уверен в себе, в своем предназначении. Лишь после победы на Международном конкурсе дирижеров имени Гвидо Кантелли в Наварре решилась его судьба.
Кстати, «крёстным отцом» в дирижёрской профессии Риккардо Мути стал Святослав Теофилович Рихтер. Было это в 1969 году. Российскому артисту предстояло выступить с оркестром во Флоренции, и перед репетицией Рихтер встретился с молодым тогда дирижером, чтобы поиграть программу на фортепиано в 4 руки. «Если вы дирижируете также, как играете на рояле, то за ансамбль я спокоен», — сказал Святослав Теофилович. А после того концерта молодой Мути был приглашен на должность директора и главного дирижера оркестра театра во Флоренции.
Риккардо Мути считают корифеем современного дирижерского искусства, он один из тех, кого ставят в один ряд с такими титанами прошлого, как Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Отто Клемперер.