Зубин Мета. Махараджа современного дирижирования
Он — первый и пока единственный уроженец Индии, добившийся мирового признания в области классической музыки и сохраняющий этот статус по сей день.
До него практически все крупнейшие дирижеры мира были только из Европы и Америки. И лишь со второй половины ХХ века в их рядах появляются представители других, в том числе и азиатских стран — кореец Мюнг Вун Чунг, японец Озава. Это связано в целом со стремительным развитием западных музыкальных традиций на Дальнем Востоке, где уже выросло множество молодых талантливых пианистов, скрипачей и певцов. Они регулярно побеждают на различных международных конкурсах и входят в число звезд мировой классической музыки. А вот Индия пока еще отстает в сфере музыкального исполнительства, но за одним исключением, которым и является Зубин Мета — один из ведущих дирижёров современности.
Несмотря на свое индийское происхождение, он по национальности не индус, а парси (по-ирански — фарси). Так называли жителей древней Персии, исповедующих зороастризм — то есть огнепоклонство, бежавших в Индию от арабских завоевателей-мусульман. К этой же этнической группе принадлежит и знаменитый рок-певец Фаррух Бульсара, известный всему миру под псевдонимом Фредди Меркюри — солист легендарной группы «Квин». Этому гордому и независимому народу, пережившему гонения, сохранившему свою веру и национальную идентичность, свойственны толерантность и чувство справедливости, упорство и настойчивость в достижении цели, широта и богатство образного мышления, философский взгляд на мир и свое место в нем. Все эти качества можно найти и песнях великого рокера, и в творчестве его прославленного соотечественника-дирижера.
Мета родился в Бомбее (ныне Мумбай) в семье скрипача и дирижера, основателя одного из первых в этом индийском городе и всей стране симфонического оркестра. По его стопам пошел и сын, учившийся в Венской консерватории у знаменитого маэстро Сваровски, из класса которого вышли также Аббадо, Фишер и другие известные дирижеры. Еще студентом Зубин впервые встал за пульт знаменитого Венского филармоникера, с которым позже проведет в столице Австрии целых пять Новогодних концертов — больше, чем кто-либо из его коллег.
По окончании учебы ему почти одновременно поручают возглавить сразу два крупных оркестровых коллектива за океаном — в Монреале и Лос-Анжелесе, и он в 25 лет становится самым молодым в Северной Америке «двойным» худруком. С этого момента его слава и известность неуклонно растут. Мета активно выступает, гастролирует, делает множество звукозаписей, сотрудничает с крупнейшими звездами, включая знаменитое трио теноров Доминго, Паваротти, Каррерас, работает с различными оркестрами и театрами Нью-Йорка, Лондона, Мюнхена, Флоренции, Милана и других городов, многие из них присваивают ему звание почетного и пожизненного руководителя. Каждый его концерт становится событием. Маэстро умеет достичь высочайшего художественного эффекта, казалось бы, без особых внешних усилий, но любое сыгранное им сочинение, даже давно и хорошо знакомое, открывается у него всегда как бы с новой неожиданной стороны, с другого угла зрения.
Особенно долгая и тесная связь у Меты с Израильским филармоническим оркестром, своим ровесником. Они впервые встретились в 1961 году и с тех пор не расстаются. За их плечами и горячие точки времен арабо-израильских войн, и поездки по десяткам стран и городов, включая Москву, Петербург, Иркутск, Баку, и коллаборации с другими музыкальными коллективами и различными солистами. Вместе они прошли огромный славный путь длиной почти в 60 лет и лишь за год до собственного 85-летия маэстро уступил свое место более молодому коллеге Лахаву Шани.
Зубин Мета создал в Тель-Авиве новое учебное заведение — Высшую музыкальную школу, носящую его имя, и разработал специальную образовательную программу «Перемены», по которой учатся вместе и еврейские музыканты, и арабские студенты из Палестинской автономии. За это он, единственный гражданин другого государства, награжден Госпремией Израиля, а также имеет награды десятков других стран и организаций. Единственная вершина, которая ему так до сих пор и не покорилась, это «Грэмми», хотя он претендовал на нее 18 раз — больше, чем любой другой музыкант в мире. Но, как говорится, у него все еще впереди.
Текст — Анатолий Лысенков