Он закончил свои «скрипичные университеты» в 12 лет и больше нигде не учился, но стал одним из лучших исполнителей на этом инструменте в 20 веке. Им написано много небольших танцевальных пьес, не претендующих на особую глубину, которые пользуются огромной популярностью. Его обработки сочинений старинных мастеров, считавшиеся образцовыми, оказались на деле его собственными произведениями, что повергло в шок как любителей, так и знатоков музыки.
Фридрих-Макс, или просто Фриц, родился в семье еврейского врача, родители которого перебрались в Вену из Польши и поселились в городском районе Виеден, где жили в свое время Глюк, Брамс и Иоганн Штраус. В их доме бывали представители столичной элиты, в том числе и коллега отца Зигмунд Фрейд, для которых часто звучала музыка, и мальчик с детства интересовался ею. Уже в 7 лет юный вундеркинд поступает в Венскую консерваторию, став самым молодым её студентом в истории, и всего через 3 года заканчивает учебу с золотой медалью. Далее он совершенствуется еще пару лет в Парижской консерватории у знаменитого скрипача Массара — учителя Венявского и Изаи, и у композитора Делиба. В 1887 году 12-летний Крейслер получает первую премию на выпускном консерваторском экзамене и завершает, по сути, свое профессиональное обучение. Вся дальнейшая творческая карьера музыканта — результат его собственного труда и таланта. Однако, развивалась она далеко не гладко.
После годичных гастролей по США, правда, не очень удачных, подросток оканчивает в Вене гимназию — ведь у него нет еще среднего образования! Затем поступает на медицинский факультет университета, продолжая отцовскую традицию, потом призывается в армию. Ни о какой музыке за эти почти 10 лет нет и речи. В довершение ко всему его не берут даже в оркестр Венской оперы под смехотворным предлогом — дескать, обладатель 2-х консерваторских дипломов плохо играет по нотам с листа. Обескураженный юноша даже подумывает о смене специальности, но не сдается. И действительно, вскоре все встает на свои места. Он блестяще выступает с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, вновь гастролирует в Штатах — теперь уже успешно, с триумфом покоряет Англию и Россию. У него завязывается дружба с Рахманиновым, с которым они часто будут выступать дуэтом, а английский композитор Элгар посвящает ему свой скрипичный концерт, впервые исполненный им в 1910 году под управлением автора. Появляются и первые сочинения самого Крейслера — обработки классических произведений, собственные скрипичные миниатюры и тот самый сборник сочинений старинных композиторов, которых он, якобы, «открыл» современному слушателю — Куперена, Пуньяни, Франкера, Боккерини и других. Тогда же он обращается к звукозаписи — первым записывает на пластинки все скрипичные сонаты Бетховена, и концерты для скрипки Баха, Брамса, Мендельсона.
В период 20-30х годов его слава еще больше возрастает. Ему рукоплещут не только Европа и Америка, но и страны Востока, где он выступает одним из первых европейских музыкантов — Япония, Корея, Китай. Всех поражает его удивительная манера исполнения с ее невероятной выразительностью, легкостью и технической безупречностью. Тогда же он раскрывает свою творческую мистификацию и признается в авторстве «чужих» произведений.
С приходом к власти Гитлера и присоединения родной Австрии к фашистской Германии Крейслер вынужден вновь эмигрировать за океан, теперь уже навсегда. В 1938 году он окончательно переселяется в США, где проводит последние четверть века своей жизни, приняв американское гражданство. На все предложения посетить Старый свет музыкант отвечает неизменным отказом, ссылаясь на слабое здоровье, подорванное автокатастрофой в 1941 году в Нью-Йорке. Там он и умер, не дожив всего 4 дня до своего 87-летия. Его похоронили на кладбище «Вудлон» в Бронксе, на котором покоятся также Мелвилл, Гуггенхайм, Пулицер, Джульярд, Эллингтон и многие другие знаменитые американцы.
Текст — Анатолий Лысенков.