Масленников Алексей Дмитриевич

09.09.1929 – 30.11.2016

Наследник Лемешева и Козловского

Продолжатель творческого наследия великих теноров Большого театра — Козловского и Лемешева, — он донес заложенные ими вокальные традиции до наших дней, обогатив и преумножив их своим искусством. Его незабываемые Ленский и Юродивый стали новым этапом в развитии этих знаменитых оперных персонажей, которые были со вниманием и интересом восприняты двумя главными, «классическими» исполнителями этих ролей.
Вообще-то отец, военный лётчик и любитель пения, назвал сына Альбертом, который пел с раннего детства, учился играть на скрипке и мечтал стать дирижером. Но судьба распорядилась иначе. Закончив по семейной традиции авиационный институт в Харькове, юноша вскоре после Великой Отечественной войны поступает в Мерзляковское училище, а затем и в Московскую консерваторию в класс прославленной певицы и педагога Елены Катульской. Именно она и предложила ему сменить «иностранное» имя на русское. Уже в студенческие годы Алексей впервые выступает за границей — на молодежных фестивалях в Бухаресте и Варшаве, параллельно играет в спектаклях консерваторской оперной студии. Тогда же он знакомится с Шостаковичем, который доверяет ему первое исполнение своего вокального цикла «Из еврейской народной поэзии». Блестящим итогом учебы становится поступление Масленникова в Большой театр, труппа которого в те годы обновилась многими молодыми талантами — Вишневской, Архиповой, Образцовой, Милашкиной и другими.
В первый же сезон на главной сцене страны певец исполняет несколько ведущих теноровых партий — Ленского, Юродивого, Рудольфа, Альмавивы и Берендея, становится дублером, а затем и сменщиком «звезд» старшего поколения — Лемешева и Козловского. Большое влияние на него оказывает режиссер Борис Покровский, который раскрывает его огромный актерский потенциал. Важнейшая веха в судьбе артиста — трехкратное приглашение на Зальцбургский фестиваль для участия в опере «Борис Годунов» под управлением самого Герберта фон Караяна. Другой заметный этап в его биографии — роль Алексея в премьере оперы «Игрок» Прокофьева. Всего в репертуаре певца за 30 лет работы на сцене Большого театра более 40 оперных произведений — русских, советских и зарубежных. Он также много выступает в концертах, став первым исполнителем сочинений Свиридова — кантаты «Деревянная Русь», «Поэмы памяти Есенина» и других. Его манера пения отличается особой теплотой, доверительностью и естественностью, которые мгновенно подкупают слушателя.
Покинув оперную сцену в 1985 году, Масленников не расстается с театром и посвящает себя режиссуре. Он, в частности, поставил оперу «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Алексей Дмитриевич ушёл из жизни 30 ноября 2016 года, успев отметить 87-летие, и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Текст: Анатолий Лысенков

Факты:

  • Караян 12 лет добивался постановки в Зальцбурге «Бориса Годунова» и впервые пригласил на Зальцбургский фестиваль певца из СССР. Масленников спел там сначала Юродивого, затем Самозванца. На премьере солист, которому аплодировал и сам дирижер, 24 раза выходил на поклоны. На открытой репетиции этой оперы маэстро попросил нашего солиста продирижировать сценой «У Василия Блаженного», и публика устроила дебютанту бурную овацию.
  • В Московской консерватории Масленников учился вместе с болгарином Николаем Гяуровым, который в оперной студии пел партию Мефистофеля. В будущем они не раз встречались на сцене, в том числе и в этой опере Гуно, где Масленников был, естественно, Фаустом.
  • В Большом театре, помимо Алексея Масленникова, были еще 2 певицы с такой же фамилией: Ирина Ивановна и Леокадия Игнатьевна.
  • Щедрин написал партию кучера Селифана в опере «Мертвые души» с расчетом именно на голос Масленникова. Ему же Свиридов посвятил свой романс «Смоленский рожок» на слова Александра Твардовского.
  • Масленников был отмечен многими почетными званиями и наградами, но вот самого высокого титула — Народного артиста СССР — ему так и не дали, возможно, из-за дружбы с Ростроповичем, уехавшим за границу в 1974 году.