Большую часть жизни он провел за пределами родины, но всегда мечтал туда вернуться и постоянно обращался в своем творчестве к ее образам.
Он автор огромного числа музыкальных сочинений — около 400, в том числе 6 симфоний, 15 опер, 14 балетов, свыше 30 концертов для различных инструментов и множества камерных произведений. По количественному показателю он, безусловно, один из рекордсменов среди своих современников, но, увы, уступает большинству из них по степени популярности. Его музыка исполняется крайне редко, и в ней практически отсутствуют какие-либо опусы и названия, которые служили бы для музыкантов и слушателей безусловным ориентиром. И дело здесь вовсе не в трудности восприятия творчества композитора, оно в целом довольно благозвучно, обладает четкой и ясной образностью и порой даже кажется красивым. Просто исполнение произведений Мартину требует больших затрат, усилий, массы времени и репетиций. Его язык крайне непривычен, основан на постоянных ритмических и гармонических перебоях, сложных оркестровых и фактурных приемах, подчас заменяющих собой наличие собственно мелодики. Зато почти все его сочинения, при всей их внешней перегруженности и кажущемся отсутствии тональности, всегда завершаются благополучным разрешением в мажоре или миноре.
Прежде чем обрести этот необычный, самобытный стиль, Мартину прошел длинный и трудный путь музыканта-изгнанника, покинувшего в молодости родную Чехию и вернувшегося туда только после смерти, обретя там окончательное упокоение и признание.
Он родился на высоте 20 метров над землей, на колокольне маленького чешского городка Поличка, расположенного в самом центре Западной Европы. Его отец, сапожник, служил там по совместительству звонарем и пожарным, чтобы одновременно оповещать жителей о богослужениях и пожарах. К тому же он оказался заядлым меломаном и смог оценил талант сына, пригласив к нему в учителя местного скрипача. Быстрые успехи юноши вынуждают горожан отправить его за их счет в Пражскую консерваторию. Но за частые пропуски занятий его дважды исключают, и он, все хватавший на лету, так и не получает диплома, зато сам начинает активно сочинять. Одно из его первых произведений — «Чешская рапсодия», посвященная провозглашению независимой Чехословакии. Благодаря этой и другим работам Богуслав получает направление от государства на трехмесячную стажировку в Париж, где занимается у известного мэтра Альбера Русселя. Увлеченный новыми веяниями в искусстве — импрессионизмом, неоклассицизмом, джазом, а также знакомством с «Шестеркой», Стравинским и другими знаменитостями, чешский музыкант остается во Франции, лишь иногда посещая родную страну. Тогда же он создает произведения разных жанров, преимущественно театральные и камерно-инструментальные, в которых слышны тревога и страх перед распространением в Европе фашизма. Наиболее яркие среди них — балет «Шпаличек» на чешские народные темы, опера « Джульетта» на сюрреалистический сюжет, Кончерто-гроссо и концерт для двух струнных оркестров, а также Полевая месса, посвященная чешским силам сопротивления. Вскоре Мартину переезжает в США, где остается до конца войны и пишет новые яркие сочинения, в том числе 6 симфоний, инструментальные концерты и симфоническую пьесу «Памятник Лидице», навеянную трагедией чешской деревушки, сожженной гитлеровцами. В Европу он возвращается только в 1953 году, но не в коммунистическую Чехословакию, где его считают предателем, а сначала в Италию, потом в Швейцарию, где умирает на 69 году жизни.
В своих последних работах композитор обращается к вечным темам искусства в оркестровом триптихе «Фрески Пьеро делла Франческа», опере «Греческие пассионы» и других сочинениях. Через 20 лет после кончины его прах перевезут на родину и захоронят в родной Поличке, недалеко от колокольни, где он появился на свет.
Текст — Анатолий Лысенков.