Маазель Лорин

06.03.1930 – 13.07.2014
Его фамилия с иврита переводится как «счастье» или «удача» и она действительно принесла ему славу одного из самых удачливых музыкантов нашего времени. За свою долгую 84-летнюю жизнь он работал и руководил почти всеми известными оркестрами мира, исполнил и записал едва ли не всю мировую классическую литературу, стал первопроходцем во многих областях музыкального искусства. И всё это, будучи практически самоучкой, не имея диплома о профессиональном образовании.
6 марта родился выдающийся американский дирижер, скрипач и композитор Лорин Варенков Маазель. Второе имя ему дали от русской бабушки, эмигрантки из России, откуда в Америку перебрались и все остальные его предки. Родился Маазель на самом деле в столице Франции, в парижском пригороде Нейли-сюр-Сен, где встретились его родители. Отсюда же родом Бельмондо, Превер, Брассёр и многие другие знаменитые французы. Но из-за неспокойной обстановки в Европе семья вскоре возвращается в США, на свою настоящую родину, где и проявляется уникальный талант мальчика, имеющего от природы фотографическую память и абсолютный слух. С детства он учится играть на скрипке и фортепиано, а первые уроки дирижирования получает от русского композитора Бакалейникова, вероятного автора популярного романса «Бубенцы». В 11 лет Лорин уже выступает со знаменитым Нью-Йоркским оркестром, заслужив похвалу его руководителя Тосканини, а затем гастролирует по всей стране, дирижируя в разных городах и штатах. При этом юноша не забывает об общем образовании и изучает языки, математику и философию в университете Питтсбурга, а учебу оплачивает, работая скрипачом в симфоническом оркестре этого города. В результате он осваивает 7 иностранных языков, в том числе и русский, что ему очень пригодится в ближайшем будущем.
В начале 50-х годов Маазель получает стипендию сенатора Фулбрайта по международному обмену и едет в Европу, где тоже вскоре добивается признания. Он сотрудничает с оркестрами Италии, Франции, Германии, Австрии и других стран, получает приглашения от различных оперных театров и музыкальных смотров. Так, он становится первым американским и самым молодым в истории дирижером, выступившим на фестивале в Байрейте, и первым не немецким маэстро, который проводит там цикл «Кольцо нибелунга». Ему принадлежит и первая полная запись оперы «Порги и Бесс» Гершвина, в которой поют, согласно замыслу автора, только афроамериканские солисты. Также Маазель первым заменяет австрийских маэстро на новогодних концертах Венского филармонического оркестра и делает это в общей сложности рекордные 10 раз. Последнее его выступление в этом качестве запечатлено даже на почтовой марке 2005 года. Ему же первому из американцев доверяют возглавить Венскую оперу, где он проводит за 2 сезона (1982-1984) около 100 спектаклей. В 2008 году маэстро первым из мировых знаменитых музыкантов посещает Северную Корею, где исполняет гимны США и КНДР, а также произведения Дворжака, Гершвина и традиционную корейскую музыку. Наконец, незадолго до смерти он в свои 82 года становится самым возрастным в мире худруком, возглавив Мюнхенский симфонический оркестр. На этом посту его в 2015 году сменил Валерий Гергиев.
Итого, почти за 70 лет карьеры Маазель дал более 7000 концертов и спектаклей с участием почти 200 коллективов и оркестров, сделал около 300 аудио и видеозаписей, большинство из которых считаются непревзойденными. Только в предпоследнем в своей жизни, 2013 году он выступил более 100 раз. К его непобитым рекордам можно добавить также исполнение всех 9-ти симфоний Бетховена в Лондоне за один день. К тому же он сам сочинял музыку ‑ оперу «1984» по Оруэллу, фантазию «Кольцо без слов» по мотивам вагнеровской тетралогии и другие сочинения, а также заказывал произведения современным композиторам, в том числе Щедрину оперу «Очарованный странник». Маэстро удостоен звания посла доброй воли ООН, назван почетным пожизненным членом Израильского филармонического оркестра, получил 10 премий «Гран При дю Диск» (Франция) и 4 «Грэмми».
Умер Маазель 13 июля 2014 года в своем имении Каслтон Фарм, штат Вирджиния, от пневмонии.
Текст — Анатолий Лысенков.