Имя Витольда Лютославского известно во всем мире. Не одно поколение российских и зарубежных композиторов училось на партитурах Лютославского.
Витольд Лютославский родился в Варшаве, где и скончался 7 февраля 1994 года. В 1937 году закончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у В. Малишевского, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, а годом раньше — по классу фортепиано (у Е. Лефельда). В 1938 году — композиторский дебют («Симфонические вариации»), а в 1939 году — Вторая мировая: действующая армия, плен и побег, музицирование в оккупированной Варшаве и… музыкальные эксперименты, способствующие выработке в 40-е годы собственного варианта неоклассицистского стиля (Первая симфония).
Творческий кризис в послевоенные 50-е был вызван не только идеологическим давлением, проходившим под лозунгом «борьба с формализмом», но и сугубо творческими проблемами. Композитор мучительно ищет новые способы упорядочения двенадцатизвуковой вертикали, которые в конце 50-х начнут складываться в его собственный стиль.
Международная слава пришла к композитору в начале 60-х годов: его произведения издавались в Англии, во многих странах проходили фестивали его творчества, среди исполнителей произведений Лютославского — П.Булез, Д. Баренбойм, Э.-П.Салонен, С. Ратль, К.Аббадо, Д. Шолти, А.-С.Муттер, Д. Фишер-Дискау, Г.Рождественский, Н.Ярви, М.Ростропович, Н.Гутман, Н.Петров, В.Виардо… Композитор был удостоен всех самых престижных наград и премий в мире, а его «лебединая песня» — Четвертая симфония — была признана лучшим сочинением 1993 года (премия «The Classical Music Awards»).
В.Лютославский был в составе жюри многих международных конкурсов и фестивалей (в том числе «Варшавская осень»), вице-президентом Международного Общества современной музыки, вел классы мастерства в крупнейших музыкальных центрах США и Европы.
В России по ряду причин музыка польского мастера звучала мало: в 60-е годы композитор «не рекомендовался» в силу нежелательных — «авангардистских» — влияний на композиторов СССР, а с 1980 года (в период деятельности мятежного движения польской «Солидарности») Лютославского не допускали по политическим соображением.
В 1978 году в Москве и Ленинграде состоялись два его авторских концерта, в 1981 году в рамках Международного фестиваля современной музыки в Москве был исполнен Двойной концерт для гобоя, арфы и струнных. Творчество Лютославского 80-х — 90-х годов в России практически не известно: в БЗК 29 октября 1995 года впервые были исполнены Концерт для фортепиано с оркестром (1988) и Четвертая симфония (1990-1992) в исполнении ГСО п/у В.Понькина.
Определяя свое место среди композиторов ХХ века, Лютославский утверждал, что не имеет отношения к традициям новой венской школы (Шёнберг, Веберн) и чувствует гораздо более тесную связь с Дебюсси, Стравинским, Бартоком, Варезом.