Лисициан Павел Герасимович

06.11.1911 – 05.07.2004
  • Россия
  • СССР
  • Армения
Павла Лисициана можно назвать оперным «рекордсменом». За четверть века работы в Большом театре выдающийся баритон спел 1800 спектаклей! Однако в юные годы будущий Народный артист Советского Союза и не помышлял о свете рампы и взрывах аплодисментов.
Павел родился в музыкальной семье: родители, старшая сестра Рузанна и сам Павел — все пели в хоре армянской церкви. Музыкой были заполнены и часы домашнего досуга. Уже в четырехлётнем возрасте будущий артист, сидя на коленях у старших, давал первые концерты — он исполнял соло и дуэтом с отцом армянские, русские и украинские народные песни. Но профессиональных занятиях музыкой не было и речи. Дед Лисициана, тоже Павел Герасимович, занимался извозом. Отец работал буровым мастером, а потом организовал фабрику по выпуску гильз для папирос.
Занятия в хоре, уроки игры на виолончели и фортепиано, домашние концерты — всё это было как бы «на втором плане». На первом же находились не пение и музыкальные инструменты, а инструменты слесарные и столярные. В 15 лет Павел покинул родительский дом- был учеником бурильщика, разнорабочим, буровым мастером. После одного из выступлений самодеятельного хора, в котором пел Лисициан, начальник геолого-разведочной партии вручил восемнадцатилетнему мастеру путёвку на рабфак Ленинградской консерватории.
Вступительные экзамены Павел выдержал блестяще, но через несколько месяцев сорвал голос и был отчислен. Позднее Лисициан учился в Ленинградском музыкальном техникуме, работая параллельно на Балтийском заводе. Во время учёбы стал солистом Первого молодёжного оперного театра, где в 1933 году дебютировал в «Севильском цирюльнике». Следующие этапы в карьере — Ленинградский Малый оперный театр, а потом Ереванский имени Спендиарова. В 1939 -м во время гастролей театра в Москве на один из спектаклей пришел Иосиф Сталин. Именно он обратил внимание на талантливого артиста, и уже через два года Павел Лисициан дебютировал на сцене Большого в партии Онегина. Это одна из лучших ролей артиста, которую он исполнял более двадцати лет. Всего же в репертуаре Павла Герасимовича было более 50-ти оперных партий. Успех сопровождал Лисициана независимо от того, кто были его партнёры по спектаклю. Так, в июне 1959 года в Большом театре состоялась постановка оперы Бизе «Кармен» с участием великого Марио дель Монако. Партию Кармен исполняла Ирина Архипова. Она разделила триумфальный успех с итальянским певцом, а Лисициан в роли Эскамильо в очередной раз мог убедиться в том, что любовь и уважение публики к нему неизменны: каждый выход и уход со сцены сопровождались бурной овацией.
Прославился артист и за рубежом. Его бархатный баритон необыкновенной красоты покорил слушателей Европы. Во время гастролей в Америке в 1960 году партия эфиопского царя Амонасро из «Аиды» вызвала восхищение и у публики, и у критиков. А искушенных итальянцев певец поразил своим Елецким из «Пиковой дамы».
Камерная музыка- отдельная страница в творчестве Павла Лисициана. Ему рукоплескали в Канаде и Японии, Индонезии и Австрии, Индии и Дании. И, конечно, на родине в Армении. Там, помимо классических романсов Чайковского и Рахманинова, он обязательно исполнял народные армянские песни. А в 1971-м году дебютировал уникальный семейный квартет Лисицианов. Павел Герасимович и его дети -Карина, Рузанна и Рубен, уже профессиональные музыканты- исполнили сольные партии в «Реквиеме» Моцарта. С тех пор фамилия Лисициан стала символом целой вокальной традиции, которая не прерывается до сих пор.
Вот как писала о Лисициане одна из газет: «В его облике нет и не может быть и намека на „сановность“, он думает лишь об одном — быть нужным и полезным людям, своему делу. В нём живет святое беспокойство за музыку, творчество, добро, красоту».