Роман Леденёв известен в первую очередь благодаря своей музыке для кино, но также является и автором большого количества академических музыкальных произведений — хоровых, симфонических, камерных.
По складу своего характера и дарования он, безусловно, музыкант-интроверт, более склонный к размышлению и созерцанию, чем к действию и переживанию. Его музыка, как правило, спокойная и неторопливая, обычно течет и развивается довольно медленно и постепенно, не стремясь к сильным драматическим и динамическим контрастам. При этом в ней есть и заметное лирическое начало, которое, правда, проявляется чаще всего весьма сдержанно, не позволяя эмоциям вырваться наружу и взять верх над плавностью и объективностью повествования. Это придает его произведениям черты эпичности, хотя эпос у него не столько героический, а скорее элегический. Недаром в названии многих его сочинений присутствует слово «элегия».
Коренной москвич, он начал заниматься музыкой прямо перед войной в Центральной музыкальной школе у Виссариона Шебалина. После окончания ЦМШ Леденев поступает в Московскую консерваторию к ученику Танеева профессору Анатолию Александрову. Окончив у него же аспирантуру, он сам начинает преподавать в своей альма-матер, с которой будет связан в течение 60 с лишним лет, до самого конца жизни. Огромное влияние на его ранние сочинения оказало творчество Прокофьева, что видно, например, в квартете № 1. Затем он испытывает значительное воздействие музыки Веберна, но не столько в плане серийности и додекафонии, как у большинства композиторов того времени, сколько в тяготении к краткости высказывания, экономии средств и огромном внимании к паузам и цезурам между фразами и звуками, создающим особую «музыкальную тишину». Это заметно в таких типично веберновских по форме циклах миниатюр, как 6 пьес для струнных и арфы, 10 эскизов для камерного ансамбля, «Эпиграфы» для флейты и камерного оркестра и других сочинениях.
Наконец, Леденев знакомится с музыкой Свиридова, прежде всего хоровой, и она становится для него идеальным примером в раскрытии темы Родины, ее прекрасной природы и бескрайних просторов, воспетых замечательными российскими поэтами. Так рождаются его «Некрасовские тетради», Три поэмы на стихи Рубцова, симфония «Русь — зеленая и белоснежная», «Гимны России» на слова отечественных поэтов, 10 хоров «Из русской поэзии». Он посвящает Свиридову хоровой «Венок» на стихи Есенина, Клюева и других авторов и инструментальный «Триптих», которые стали ответом на свиридовский вокальный цикл «Песни безвременья», посвященный Леденеву. Но, в отличие Свиридова, Леденев никогда не цитирует подлинные фольклорные образцы, а создает на их основе собственные мелодии в обобщенном народном духе. Кроме того, вслед за своим старшим другом и коллегой он пишет и религиозные произведения — 4 духовных песнопения, Шесть фрагментов из Всенощного бдения. И все же наибольшую известность ему принесла работа в кино. Им написана музыка к 40 фильмам, таким как «Дядюшкин сон», «Крылья», «Странная женщина», «Вся королевская рать».
Роман Семёнович Леденёв был необычайно скромным, человеком и пользовался огромным уважением всех, кто его знал. Его часто приглашали в жюри различных музыкальных конкурсов, отечественных и международных, в том числе имени Свиридова в Курске, на родине этого композитора. Он был секретарем Союза композиторов России, членом Союза кинематографистов и Российской академии художеств. Ему присвоены звание Народного артиста страны и Государственная премия в области литературы и искусства. Он до последних дней преподавал в Московской консерватории, став одним из старейших ее профессоров. Его многочисленные ученики работают сейчас не только в нашей стране, но и за рубежом — в Англии, Аргентине, Мексике, Камбодже, Ливане, Люксембурге. По стопам отца пошел и его сын Андрей, вместе они написали музыку к нескольким кинофильмам. Леденёв умер на 89-м году жизни и похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Текст — Анатолий Лысенков.