Про этого композитора говорили, что настоящую музыкальную комедию он подменил мелодрамой, что отнял у оперетты простодушное веселье старой Вены. Он заставил своих героев и своих слушателей плакать и не прогадал: за 5 лет его «Веселая вдова» прошла 18000 раз, а это значит 3 с половиной тысячи представлений в год — рекорд, достойный книги Гинесса.
Он родился в небольшом придунайском городе Коморн на самом юге Словакии, рядом с венгерской границей, который и сегодня поделен между этими двумя странами, а тогда все это было единой Австро-Венгрией, так что мальчик с детства ощущал себя представителем сразу нескольких национальностей и владел разными языками. Отец Франца, военный капельмейстер, назвал сына в честь себя, как бы подражая династии Штраусов, где тоже были два Иоганна — старший и младший, и не ошибся. Его первенец пошел по стопам родителя и тоже стал музыкантом. Более того, звание военного дирижера ему присваивают уже в 20 лет, и он становится самым молодым полковым маэстро в стране. Но до этого была еще Пражская консерватория, где юноша проходит отличную выучку у чешских профессоров Бенневица, Фибиха, Дворжака. Последний и советует студенту оставить скрипку и заняться композицией, что тот и делает. Работая в различных провинциальных оркестрах и театрах, Франц начинает сочинять небольшие пьесы, марши, вальсы, даже оперы, но его все же больше привлекает оперетта. Этому способствует и переезд молодого автора в столицу империи Вену, родину этого музыкально-театрального жанра, который к тому времени остается без своих основоположников Зуппе, Целлера, Штрауса, покинувших этот мир на рубеже веков. И Легар с успехом продолжает их дело, внеся в него свой огромный неповторимый вклад.
Первые же его оперетты — «Кукушка», «Венские женщины», «Решетник» и другие обращают на себя внимание публики, свидетельствуя о появлении нового яркого таланта. Но подлинным триумфом композитора становится написанная им по пьесе либреттистов оперы «Кармен» Мельяка и Галеви «Веселая вдова». Ее премьера под управлением автора проходит на сцене знаменитого театра «Ан дер Вин», где за 100 лет до этого впервые прозвучала опера Бетховена «Фиделио». Здесь же затем будут поставлены почти все остальные легаровские оперетты — «Граф Люксембург», «Ева», «Страна улыбок» и другие. Для них характерны сочетание напевности и мелодичности музыкального материала с опорой на танцевальные и песенные жанры, возрастающая серьезность и глубина в характеристике персонажей, сближающая их с героями опер, использование лейтмотивов и других симфонических приемов, позволяющих облагородить действие, заставить зрителя не только смеяться, но и переживать происходящее на сцене. Эти черты, внесенные Легаром в новую венскую оперетту, вслед за ним разовьют его последователи ‑ Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.
Сам он достигает небывалой славы и всеобщего почета еще при жизни, особенно после Первой мировой войны. Так, в канун его 60-летия только в театрах Берлина одновременно идут сразу 9 его спектаклей, а в день этого юбилея по всей стране целый час по радио звучит его музыка. Такой успех не снижается и после аншлюса Австрии и Германии, несмотря на то, что действие некоторых легаровских оперетт происходит и в России, и в Китае, и даже в цыганском таборе, а жена Легара — еврейка постоянно вызывает подозрение у фашистских властей. И все же ей удается избежать ареста благодаря влиянию и авторитету супруга. Свои последние дни чета Легаров проводит вдали от столичного шума, в живописном горном местечке Бад-Ишль, среди склонов Восточных Альп. Там же они и уходят из жизни с разницей в год — сначала она, потом он. Теперь в этом доме — музей, посвященный жизни и творчеству композитора, а во время его похорон по просьбе самого Легара звучала сочиненная им в 1926 году песня о Волге из оперетты «Царевич», входившая в репертуар Николая Гедды, Ивана Реброва и других известных певцов.
Текст — Анатолий Лысенков.