Кумир Наполеона, Бетховена и Людовика XVIII
«Крейцерова соната» — прекрасное творение Бетховена. Сегодня мы расскажем о музыканте, чье имя носит этот шедевр. Скрипач, композитор и дирижер Родольф Крейцер родился 16 ноября 1766 года. Один из создателей французской скрипичной школы, он творил в сложные времена на переломе эпох. Удивительный факт, но музыканта почитали все — и короли, и император, и революционеры.
Родился Крейцер в Версале — резиденции монархов, где его отец служил в придворном оркестре Марии-Антуанетты. Игре на скрипке и композиции учился у прославленного чеха Антона Стамица, оказавшего огромное влияние на молодого Моцарта.
К началу революции в Париже Крейцеру 23, и французы знают его как ведущего скрипача и автора инструментальных сочинений. Опера актуально откликается на перемены, и он сочиняет оперы, всего их напишет около сорока. Одна из них о национальной героине Франции Жанне д’Арк.
Тесно сотрудничая с революционными властями, музыкант ездит с армией Наполеона по Европе, параллельно преподаёт в только что открытой Парижской консерватории, для которой напишет знаменитый цикл «42 этюда», ставший, как и «24 каприса» Паганини, настольной книгой всех скрипачей. Наполеон делает его солистом своей инструментальной капеллы, а затем личным камер-музыкантом и концертмейстером Парижской оперы. Это стремительное восхождение не остановят ни реставрация Бурбонов, ни приход к власти последнего Людовика XVIII, который сохранит за Крейцером тот же придворный титул и поставит его во главе Гранд-опера, наградив Орденом Почетного легиона.
Бетховен посвятил прославленному музыканту свою самую знаменитую скрипичную сонату. Хотя Родольф Крейцер никогда не играл её — то ли считал неудобной, то ли потому, что до него её исполнил другой скрипач. Сохранились и другие, более пикантные версии, но это уже совсем другая история.
Текст — Анатолий Лысенков