Караманов Алемдар Сабитович

10.09.1934 – 03.05.2007
  • Россия
  • Украина
Алемдар Караманов и его «музыкальная религия»
«Свою благую весть, своё Евангелие я начал бы так: В начале была Музыка, и Музыка была у Бога, и Музыка была Бог», говорил композитор Алемдар Караманов.
Детство композитора прошло в родном Симферополе, где он окончил музыкальную школу и училище. Музыку он начал сочинять с пяти лет, а первую оперу написал в девять. Высшее музыкальное образование Караманов получает в Московской консерватории. И за годы учебы сочиняет десять симфоний (!), фортепианные концерты, «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром, струнный квартет… Успех поначалу сопутствует молодому композитору: в Москве Большой театр ставит его балет «Комсомолия» (в соавторстве с Евгением Крылатовым). По радио часто звучит песня Караманова «Родина» в исполнении хора Пятницкого.
В 60-е годы он становится одним из первых авангардных композиторов в Советском Союзе, наряду с Андреем Волконским, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым и Софией Губайдулиной. В этот недолгий период композитор создает много интересных сочинений: «Музыка», триптих «Пролог, Мысль и Эпилог», детские пьесы «Окно в музыку», концертные фуги. Караманова называют «главой консерваторских модернистов», но это вызывает недовольство со стороны властей и на время закрывает дорогу к исполнению его музыки. Композитор осознает, что наступили не самые лучшие времена для творческой самореализации, и принимает решение вернуться в Симферополь: «Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру».
Перед переездом в Крым Алемдар Сабитович сознательно принимает христианство и посвящает свое творчество религиозной тематике, создавая выдающиеся образцы симфонической музыки, основанной на евангелических мотивах. С этого момента главной идеей творчества, по словам самого Караманова, становится «музыкальная религия». Его цикл из четырех симфоний «Совершишася», написанный по мотивам четырех Евангелий, называют музыкальным Евангелием. Второй грандиозный симфонический цикл в шести симфониях «Бысть» Караманов пишет по Апокалипсису (последней книге Библии). В то же самое время Алемдар Караманов сочиняет и вокально-симфонические сочинения в жанре католической религиозной музыки: Stabat Mater и Реквием.
Но композитор не ограничивался религиозной тематикой. Он — автор музыки к фильмам «Обыкновенный фашизм», «Стратегия Победы», «Любовь с привилегиями»… Создал несколько ярких произведений, посвященных «малой Родине» — Крыму: ораторию «Легенда-быль Аджимушкая», симфонию «Аджимушкай», Мистерию «Херсонес». А в 1992 году написал пьесу «Гимн», которая стала официальным гимном Крыма.
Текст: Татьяна Тимофеева