Казенин Владислав Игоревич

21.05.1937 – 18.02.2014
  • Россия
  • СССР
Крупный советский и российский композитор, председатель Союза композиторов России
Что делает композитора настоящим композитором? Одни скажут — талант, другие — образование, а третьи — его произведения. И все окажутся правы. Не будет какого-то из этих элементов, и творчество композитора покажется тусклым, однобоким. К счастью, у Владислава Игоревича Казенина, известного российского композитора и бессменного председателя Союза композиторов все составляющие успеха сочетаются в гармоничном единстве.
Этот многократный кавалер всевозможных орденов родился в 1937 году в Кирове в семье музыканта. Его отец работал директором концертно-эстрадного бюро. С детства Владислав Игоревич был окружён атмосферой искрящегося творчества. В доме Казениных бывали такие легендарные личности, как Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий, Э. Гилельс, Л. Оборин, К. Шульженко, Л. Утёсов. Уже тогда Владислав Игоревич почувствовал в себе желание сочинять. Так появились первые миниатюры, которые впоследствии привели к занятиям в кружке по композиции, а потом и вовсе — к поступлению в Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского в Свердловске на композиторский факультет. Здесь впервые в нём проснулась непреодолимая тяга к активной общественной деятельности. Будучи студентом старших курсов, он с единомышленниками организовал молодёжную секцию Уральского отделения Союза композиторов РСФСР и стал её председателем. Позднее его избрали на пост ответственного секретаря Уральского отделения Союза композиторов РСФСР.
В произведениях этого периода уже проявились черты, ставшие впоследствии «визитной карточкой» стиля Казенина. Тяготение к сказочному миру нашло своё отражение в «Фантастическом шествии» для симфонического оркестра, а склонность к масштабным полотнам выразилась в Балетной сюите, представленной на сцене Кремлёвского дворца в Москве. В то же время он создаёт и камерные миниатюры, которые по интимности высказывания и тонкой лирике наследуют лучшим образцам русской композиторской школы. К примеру, цикл «Акварели» для фортепиано, проникновенные романсы на стихи А.Блока. Именно в Свердловске состоялось знаковое для Владислава Игоревича знакомство с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, который повлиял на решение молодого таланта покинуть родные пенаты ради столичной жизни.
Переезд в Москву определил дальнейшую творческую судьбу композитора. Продолжая расти по карьерной лестнице общественного деятеля, он успевает сочинять. Его искромётная, блестящая музыка звучит во многих фильмах тех лет, сегодня ставших культовыми. Например, в комедии ситуаций «Здравствуйте, я ваша тётя» и в волшебной сказке «Хозяйка медной горы», в эксцентричном музыкальном фильме «Чиполлино» и множестве мультфильмов, полюбившихся не одному поколению зрителей. Подлинная кинематографичность музыки Казенина и склонность к созданию ярких характерных образов нашли своё воплощение в музыке для театра. Перу Владислава Игоревича принадлежат партитуры к сказкам, мюзиклам, кукольным представлениям и драматическим спектаклям. Однако любимым жанром музыкального театра для Казенина стала оперетта. Композитор создал семь оперетт, среди которых «Рай в шалаше», написанная под впечатлением от ужасного землетрясения в Ташкенте, «Черноморская жемчужина», «Карнавал свободы», «Верю тебе».
В 1990 году Родион Щедрин пригласил Казенина возглавить Союз композиторов России. Этот ответственный пост Владислав Игоревич занимает и сегодня. Его опыту и художественному вкусу доверяет президент. Композитор входит в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В течение всей своей жизни Казенин активно способствовал организации различных музыкальных фестивалей, направленных на выявление и поддержку молодых талантов.