Звезда по имени Олег Каган
История советского скрипичного искусства бережно хранит память о выдающемся музыканте Олеге Кагане. Про таких мастеров, как правило, говорят «выходил на сцену играть, как в последний раз в жизни…» Образное выражение в случае с Каганом воспринимается в буквальном смысле слова. Артист прожил всего 43 года. Он скончался 15 июля 1990. За несколько дней до драматического и чудовищно несправедливого события тяжело больной Олег Моисеевич давал концерт и прощался с публикой.
История советского скрипичного искусства бережно хранит память о выдающемся музыканте Олеге Кагане. Про таких мастеров, как правило, говорят «выходил на сцену играть, как в последний раз в жизни…» Образное выражение в случае с Каганом воспринимается в буквальном смысле слова. Артист прожил всего 43 года. Он скончался 15 июля 1990. За несколько дней до драматического и чудовищно несправедливого события тяжело больной Олег Моисеевич давал концерт и прощался с публикой.
Несомненно, партитуры Вольфганга так и просятся в руки исполнителей-романтиков. Но Кагану удалось найти певучесть и в нотных текстах Губайдулиной, Шнитке, Мансуряна, Виеру, и в классике ХХ века — Берга, Веберна, Шёнберга. Скрипач оказался не только пытливым исследователем новой звуковой материи, но и стремился открыть публике, задыхающейся от затхлого воздуха брежневского застоя 70-80-х годов, новые музыкальные горизонты.
В случае с Каганом проблем с преодолением больших расстояний во время гастролей не было. Его родным городом называют Южно-Сахалинск, детство мальчик провёл в Риге, там же начал учиться музыке, а потом перебрался в Москву и продолжил получать образование в Центральной музыкальной школе. С 1964 года он уже студент столичной консерватории. Там состоялась историческая встреча молодого человека с Давидом Ойстрахом. В жизни Кагана было много ярких творческих соприкосновений: его ансамблевый опыт со Святославом Рихтером, Натальей Гутман, ставшей его женой, Алексеем Любимовым, Элисо Вирсаладзе достоин восхищения.
Бессмысленно рассуждать о том, что потерять в расцвете таланта блестящего исполнителя — это высшая несправедливость. Но, слава богу, в архивах сохранилось немалое количество записей мастера, а в Москве в эти дни (до 28 ноября) проходит фестиваль «Памяти Олега Кагана».
Текст: Ирина Столярова
Скрипач, заслуженный артист РСФСР. Как профессиональный скрипач Олег Каган сложился довольно рано, став к 20-ти годам лауреатом трёх престижных международных конкурсов исполнителей…
Олег Каган заслужил репутацию хорошего камерного исполнителя, хотя исполнял и крупные концертные сочинения. Большую известность получило, например, исполнение им совместно со своей женой Наталией Гутман Концерта для скрипки и виолончели с оркестром Брамса.
В 1997 году режиссёр Андрей Хржановский снял фильм «Олег Каган. Жизнь после жизни».
Как профессиональный скрипач Олег Каган сложился довольно рано, став к 20-ти годам лауреатом трёх престижных международных конкурсов исполнителей, в том числе и конкурса Чайковского. И тогда манера его игры привлекла к себе внимание молодых, ужё признанных музыкантов. Их общение со временем превратилось в прочные творческие союзы: Каган и Наталия Гутман, Каган и Святослав Рихтер, Каган и Юрий Башмет.
Олег Каган был ревностным приверженцем сцены, того огромного творческого подъёма, который она даёт. Именно поэтому до последних дней жизни, которая прервалась в 1990-м году, он постоянно концертировал, становился участником или учредителем всевозможных фестивалей. Спектр интересов этого музыканта был чрезвычайно широким, а редкостно объёмный репертуар включал не только сольные скрипичные сочинения. Родной стихией Кагана стали произведения для камерного ансамбля. В его интерпретациях неизменно присутствует превосходное чувство формы, проникновение в авторский замысел, и особенно бережное отношение к стилевой индивидуальности. Однажды Юрий Башмет сказал: «Может быть, в 21-м веке Олег Каган станет идеалом музыканта-скрипача». И действительно, искусство этого музыканта для нас приобрело качество эталонного.