Монсеррат Кабалье: пречистая богиня
Величайшая испанская оперная певица XX века Монсеррат Кабалье смогла влюбить в себя весь мир. Обладательница неподражаемого лирического сопрано очень трепетно относилась к многочисленным поклонникам, приводя их в немой восторг безупречным бельканто в знаменитой арии Casta diva (в переводе с итальянского означает «Пречистая богиня»). Именно под таким названием вышла обширная биография певицы, ставшая бестселлером. В книге артистка подробно рассказала о себе: о рождении в бедной семье в 1933 году, о меценатах, отправивших её в барселонскую консерваторию «Лисео», о занятиях с педагогом по вокалу, венгеркой Эугенией Кеммени. Бывшая пловчиха разработала собственную систему постановки дыхания, основанную на укреплении мускулатуры торса и диафрагмы. В итоге Монсеррат овладела инструментом, который помог ей открыть все тайны вокала и спеть порядка сотни сопрановых партий классического репертуара.
Кабалье царила на сцене более полувека. Роль Нормы разделила творчество Монсеррат на два ярких, но абсолютно разных периода. В первом — Кабалье суперзвезда 60-70-х годов, она — молодая современница оперных легенд послевоенного времени: Тебальди, Нильссон, Хорн, наконец, Каллас, которая, по слухам, незадолго до смерти назвала испанку своей преемницей. Чёрно-белые плёнки сохранили гениальное прочтение Кабалье опер Беллини, Россини, Доницетти. Эти авторы предпочитали в партитурах умопомрачительные по техническим трудностям пассажи и в верхнем регистре придумывали «смертельный» трюк под названием messa di voce: звук от нежнейшего pianissimo постепенно вырастал до мощного fortissimo и затем возвращался в исходную точку. Подвижный голос Кабалье, пропевающей все фиоритуры на едином воздушном столбе, занимал всё внимание публики даже при отсутствии декораций и прочей сценической машинерии. Именно вокальными эскападами Монсеррат привела в восторг Карнеги-холл в 1965 году, заменив Мэрилин Хорн в концертном исполнении оперы Доницетти «Лукреция Борджиа».
Во второй половине карьеры Кабалье появилась в статусе примадонны, в роскошных одеждах, сшитых на заказ у известных кутюрье. Партнерами Монсеррат на сцене вместо Франко Корелли, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, начиная с 80-х годов, стали Фредди Меркури, Аль Бано и Николай Басков.
Став знаменитой и богатой, Кабалье с крестьянской непосредственностью одаривала своим божественным талантом огромную аудиторию, совсем далёкую от классики. Монсеррат — счастливая жена, мать, бабушка до последних дней боролась с болезнью и 6 июня 2018 года дала концерт в Кремле. В свои 85 лет легендарная уроженка Каталонии радовалась юбилею и пела как в последний раз… 6 октября того же года Кабалье скончалась в Барселоне.
Текст: Ирина Столярова
Непревзойдённая
Монсеррат Кабалье — обладательница одного из лучших сопрано нашего времени. Её голос, обладающий богатством, красотой и необыкновенной силой, которую ещё никто не превосходил, стал легендой…
Мировой успех пришёл к ней после исполнения в Карнеги-холле партии Лукреции Борджиа, когда Монсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн. После спектакля публика около получаса не отпускала главную героиню вечера со сцены.
Монсеррат Кабалье спела более чем в 120 операх, с её участием выпущено около сотни дисков. Она выступала на сценах ведущих оперных театров мира, сотрудничала с оркестрами таких звёздных дирижёров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Шолти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене были лучшие тенора мира: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. В1976 году на 18 церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.
Ещё Кабалье называли «певицей с золотым сердцем» ‑ она отдавала много времени и сил общественной деятельности, проводила благотворительные акции и концерты, деньги от которых шли на борьбу со СПИДом, помощь одарённым детям-инвалидам и многое другое.